На минувшей неделе прошла серия презентаций книги Евгения Сапиро «Никого впереди» – энциклопедии пяти десятилетий городской жизни.
Первая презентация произведения бывшего председателя Законодательного собрания, экс-министра региональной и национальной политики России и почетного профессора ПГНИУ и ПНИПУ, состоялась в пермском отделении Союза журналистов, где «экзаменовать» автора собрались местные журналисты и общественные деятели. Мероприятие напоминало дружескую беседу – автор активно делился впечатлениями и воспоминаниями, рассказывал анекдоты и раскрывал некоторые тайны свежеизданной книги.
Роман «Никого впереди» охватывает почти пятьдесят лет – с шестидесятых по нулевые годы – жизни города Камска, в котором без труда угадывается Пермь. Исторические события даны через личные переживания главных героев, прототипами которых (тайно или явно) выступили известные политические и экономические деятели той эпохи.
«Когда я начинал писать книгу, мне хотелось выразить дух эпохи. Я много времени провел на этой «кухне» и знаю, как и что происходило, – говорит Евгений Сапиро. – Книг об этом времени в Перми практически нет, пожалуй, лишь Григорий Волчек писал про ту эпоху (речь идет о дилогии «Феодал» и «Федерал» – «bc»). Но если я в то время был на кухне, то он – на раздаче и в обеденном зале».
Книга, по уверению писателя, получилась «ностальгическая»: «Во время работы меня постоянно преследовали и теплые воспоминания, и «возмущения души» – этого в книге очень много».
«Как-то в восьмидесятых годах мы с моим давним другом Геннадием Игошиным возвращались в Пермь из Москвы, – делится воспоминаниями Евгений Саулович. – Тогда он привел интересную аналогию, которая надолго врезалась в память. Пермь – как торт «Наполеон», в котором есть много слоев, каждый из которых тесно знаком лишь с двумя соседними. Весь торт полит кремом, но вот куда этот крем в итоге стекает – тема отдельная».
Герои и прототипы
Говоря о прототипах героев, Евгений Сапиро отметил, что во многих персонажах детали перепутаны и перемешаны, и в каждом – разные доли прототипа. Кроме того, книга изобилует личными и даже интимными подробностями, и такой подход необходим для того, чтобы ничего неприятного нельзя было отнести на счет конкретного деятеля.
«Сложно оставаться объективным, даже если пишешь о самом себе», – отмечает автор. – Скажу сразу, что намеренно описывал в книге город Камск – чтобы уйти от упреков в неточности или предубеждениях».
Однако некоторые из героев – те, чьи фамилии изменены лишь незначительно, – очень близки к своим прототипам, например, Калягин-Дерягин, Талих-Калих и т.д. Автор не скрывает, что прототипом одного из главных героев книги Атаманова выступил первый губернатор Пермской области Борис Кузнецов.
Не обошлось и без негативной реакции: по словам Евгения Сапиро, обиду за газету «Звезда», которая в книге выступает под названием «Серп и молот», высказывал журналист Евгений Плотников.
Образование юных
«Никого впереди» – это не только художественное произведение, но и своего рода пособие, по которому можно изучать пермскую действительность. Поскольку речь идет о приватизации и других процессах, в тексте много техницизмов и экономических терминов, которые проливают свет на тонкости того времени. «Я думал о школьных годах, когда на уроках истории стоял выбор между сухим черно-белым учебником и хрестоматиями, больше похожими на цветное кино, – вспоминает Евгений Сапиро. – Книга писалась именно с этим ощущением, я попытался создать именно такую «цветную» хрестоматию жизни».
По словам автора, легче всего ему далась доперестроечная эпоха. «С московскими сценаристами мне соревноваться бесполезно, я их не переплюну – поэтому в книге нет ни одного выстрела, никто не попадает в тюрьму. Я намеренно решил уйти от этого, чтобы не играть на не своем поле».
Планово убыточное
«Я сразу понимал, что написание книги – мероприятие планово убыточное, зато страшно увлекательное и интересное, – говорит Евгений Сапиро. – Впрочем, сейчас мы сильно промахнулись, все-таки нужно было написать в книге что-нибудь об Украине – тогда мы могли бы попасть под санкции, и тираж мигом бы раскупили» (смеется).
Книга вышла тиражом в 1000 экземпляров, но автор надеется, что этот выпуск – лишь «пробный». Как отметил издатель книги Ильдар Маматов, сейчас с несколькими крупными телеканалами ведутся переговоры об экранизации – тогда возможна вторая волна издания.