В рамках программы «Развитие курортов Черноморского побережья России» запланированы авиаперелеты из Перми в Симферополь по низким ценам. Перелет по «бюджетному» тарифу предлагается включить в состав пакетных туров, которые сформирует оператор «Роза ветров». Осуществлять субсидируемые перевозки по маршруту будет компания Red Wings. Из Прикамья в Крым запланировано по одному рейсу в неделю в прямом и обратном направлении. Вылеты начнутся с 1 июня 2015 года.
При Минкульте РФ создана рабочая группа по разработке проекта «Развитие курортов Черноморского побережья». Программа рассчитана на 2015-2017 годы и реализуется при поддержке Минкульта и Минтранса РФ, Федерального агентства по туризму, Российского союза туриндустрии, Минздрава РФ, Фонда социального страхования, Министерства курортов и туризма Крыма, Краснодарского края, администрации городов Сочи, Геленджик, Анапа и Симферополь.
«Действия рабочей группы направлены на то, чтобы авиакомпании не «выбрасывали» билеты по субсидируемым тарифам случайным людям, иначе в Пермском крае повторится ситуация прошлого года. Тогда было заявлено, что билеты в Крым можно приобрести за 3500 рублей, а на деле никто их не увидел, – рассказала Ксения Сарапулова, председатель правления Пермского регионального отделения Российского союза туриндустрии. – Субсидируемые тарифы будут включаться в состав пакетных туров, чтобы сделать их доступными по цене. Ответственным за выстраивание логистики в регионах станет «Роза ветров», реализация туров в Пермском крае будет контролироваться уполномоченным оператором агентством», – продолжает она.
В пермских турагентствах считают, что распределение дешевых билетов по принципам «плановой экономики», когда дешевые туры в Крым будут выдаваться централизованно, как талоны на продукты, проблему с их нехваткой не решит. Дело в объеме субсидий и количестве билетов по низкой цене.
Стоимость перелета в Симферополь из Перми в рамках субсидированных перевозок с 1 июня 2015 года еще не называется. «Пока не все хорошо с полетной программой. Многие авиакомпании до конца не объявляют о своих планах. Во-первых, по причине боязни санкций. Во-вторых, потому что они хотят воспользоваться высоким спросом и заработать на прямых продажах билетов», – пояснил координатор программы, президент и генеральный директор сети туристических компаний «Роза ветров» Сергей Зенкин.
Стоит отметить, что в прошлом году на субсидирование перевозок в Крым было выделено 700 млн рублей. Из них, по словам Сергея Зенкина, было использовано только 10%.
Сейчас перед рабочей группой стоит задача разработать механизм региональных перевозок на Черноморские курорты России в рамках пакетного продукта – определить правила взаимодействия всех заинтересованных сторон и систему финансирования, проработать логистику проекта и технологии бронирования, а также оценить потребность рынка в турах на российские курорты.
«На сегодняшний день 4 млн россиян фактически стали невыездными. В большинстве своем это люди, которые привыкли к комфортному отдыху, им нужен номерной фонд высокого класса и соответствующее обслуживание. В то же время есть дети, которые отправляются в летние лагеря, различные категории граждан, имеющие право на субсидированные перелеты, – у них другие потребности. Все их необходимо сформулировать, понять емкость рынка, чтобы в конечном итоге субсидии на перевозку дошли до конкретных фондов социального страхования и турагентств», – заявил г-н Зенкин на совещании в министерстве спорта Пермского края, которое состоялось в январе. Потребность Пермского края в субсидируемых турах, по предварительным оценкам РСТ, – порядка 11 тысяч человек. В 2014 году Крым посетили 3500-3800 пермяков, «ввиду отсутствия прямого авиасообщения и сложностей, возникших на Керченской переправе», – поясняет г-жа Сарапулова.
Из Перми в Крым предусмотрен один рейс в неделю – по четвергам. Отправление в 4.40, прибытие в Симферополь в 5.50 по местному времени. Вылеты в обратном направлении будут осуществляться по средам в 22.20 по местному времени, прибытие в Пермь в 3.30. Заключительный рейс запланирован на 21 октября 2015 года.
«В парке авиакомпании Red Wings не так много судов, поэтому в Прикамье рейс будет только один. Перевозчиком выбрана именно эта компания, поскольку она не имеет самолетов иностранного производства в лизинге и не зависит от антироссийских санкций», – поясняет Ксения Сарапулова.
В турагентствах Перми уже сейчас наблюдают повышенный спрос на отдых на российском побережье Черного моря. «Туры на российские курорты составляют на сегодняшний день около 30% продаж, тогда как раньше на них приходилось всего около 5%, – рассказывает Данил Поздеев, вице-президент пермской туристической гильдии, директор туристической компании «Солана». Кроме того, если раньше туристы добирались до Крыма в основном поездами, то теперь возникла необходимость прямых рейсов из региона, появились предложение и спрос. Железнодорожные билеты, соответственно, и туры, раньше бронировались в апреле-мае. Сейчас бронирование начинается намного раньше – уже в феврале мы видим значительный спрос. Несмотря на то, что никакие программы поддержки пока не запущены», – отметил он.
Окончательно утвердить механизм включения субсидируемых тарифов в пакетные туры должна рабочая группа проекта. Принято решение что формировать «пакеты» будет «Роза ветров», взаимодействуя с транспортным ведомством и авиакомпаниями. Реализацией туров в регионах займутся уполномоченные оператором агентства. В Перми уполномоченным агентством «Розы ветров» стала компания «Лагуна». Остальные участники рынка, чтобы иметь возможность работать по программе, могут заключить с ней субагентские договоры.
Данил Поздеев, вице-президент пермской туристической гильдии:
- Каким образом будут распределены субсидированные билеты – туроператоры возьмут «блоки» у авиакомпаний или туристы купят их напрямую, неважно. Все упирается в объем субсидий и количество билетов. Если в прошлом году было субсидировано, грубо говоря, триста билетов на весь Пермский край, то вполне естественно, что их моментально раскупили. Распределять билеты как талоны в СССР, «один билет на одну деревню» – это вариант, но несколько ненормальный. Субсидии выделяются авиакомпаниям, и когда они выставят на продажу билеты, не только «Роза ветров» захочет их приобрести, но и другие, не менее крупные операторы.
На сегодняшний день в программу «Развитие курортов Черноморского побережья России» включен 31 регион. В этом году список расширен уже не будет. В следующем году число регионов, участвующих в программе, планируется расширить до 50, объемы обслуживания увеличить до 750 тыс. человек. В 2017 году завершится «тестовый период» работы программы, и она будет масштабирована на все регионы России. Объем обслуживания достигнет 1,5 млн человек, из них 400 тыс. – в межсезонье.