По вашим оценкам, можно ли говорить об изменениях в работе консульства, произошедших в последнее время?
– Я не считаю, что наша работа как-то изменилась в последнее время. Мы продолжаем работать в нормальном режиме. Продолжаем развивать культурные проекты и образовательные программы. По-прежнему поддерживаем поездки россиян в Америку и американцев в Россию, программы по обмену в отраслях культуры и спорта. Особо могу выделить такие проекты, как поддержка фотовыставки в Перми, посвященной годовщине победы во Второй Мировой войне. А в апреле в Пермь прибудет танцевальная группа из Америки Revolutions Dance. Удивительное в этой группе то, что один из четверых артистов танцует в инвалидном кресле. Своим танцем ребята показывают, что единство – это очень важная составляющая в жизни, и в единстве можно сотворить нечто прекрасное. В Перми американские артисты встретятся с ансамблем танцев на колясках «Гротеск» и в честь юбилея пермской группы выступят вместе.
Как сохраняются и развиваются отношения с властями Пермского края и Перми?
– Я работаю по вопросам культуры, образования и прессы и могу сказать лишь то, что мы поддерживаем связи и отношения между пермскими официальными лицами и американскими официальными лицами. Также мы поддерживаем связи между преподавателями, представителями искусства и журналистами. В частности, в рамках программы городов-побратимов Пермь и Луисвилль.
Благодаря этой программе в Перми появились и call-центр, и экстрим-парк, а получил ли что-либо Луисвилль от этих отношений? И для чего это нужно американской стороне?
– Я абсолютно убеждена, что это взаимовыгодная программа. Для американской стороны очень интересно и познавательно услышать, увидеть и узнать про пермский опыт. Например, о том же городском лесе, об образовании в Перми, о журналистах. Это же очень интересно для американцев – из первоисточника узнать, что такое русская культура, какие они – российские ценности. Каждый пермяк, посетивший Луисвилль, в своем роде, амбассадор Перми и России. Они же не только на официальных встречах общаются, но и в ресторанах, в отелях, в общественном транспорте. И каждая встреча, каждый разговор – своеобразное послание от одной страны другой. Знаю, что россияне, и пермяки в частности, производят приятное впечатление на американцев.
Как консульство оценивает современные отношения между Россией и Америкой? Сильно ли они изменились за последний год?
– Я думаю, как всегда, Россия и Соединенные Штаты стараются продвинуть базовые связи, отношения people to people. Наше мнение – несмотря на то, что происходит на политической арене, наши чисто человеческие связи все еще очень сильны. И мы продолжаем работать, делаем все, что можем, в культурной сфере. Это наши приоритеты.
В одной из газет Екатеринбурга я прочитала: «Уральские общественники всерьез обеспокоены активизацией деятельности американского генконсульства». Также с долей недовольства говорилось о вашем общении с российскими школьниками, в контексте – «уж слишком подозрительна такая активность».
– Мой ответ на такое мнение – это моя работа. Дипломатия – это встречи с людьми из других стран, попытка понять друг друга лучше, познакомить и познакомиться с культурой, с обществом, с духовными ценностями. Проще говоря – понять, какая она, жизнь в разных странах. Я часто встречаюсь и со студентами, и с россиянами более старшего возраста, и с представителями разных профессий, чтобы правдиво рассказать о жизни в Соединенных Штатах и узнать о жизни в России. Со школьниками мы общаемся в рамках программы Ask America. Неделю назад на встрече со школьниками я рассказывала о своих любимых местах в штате Вирджиния, где я родилась. С группой переводчиков мы говорили о национальных парках, со студентами – об архитектуре и искусстве Америки. Цель программы – обсуждение культурных, социальных, образовательных аспектов жизни в США и возможность поговорить с носителями языка. В прошлом году, к сожалению, американское посольство было уведомлено, что Россия не будет участвовать в программе по обмену школьниками FLEX. И на сегодня мы просто разговариваем и общаемся. Я начала работу в России только семь месяцев назад, и узнать предстоит еще много. Я считаю, познавательно-образовательный процесс – это очень важная часть дипломатии.
Поделитесь первыми впечатлениями о России.
– Это мой первый приезд в Россию, до этого я работала в Латинской Америке, в Венесуэле. И для меня это как замечательное, обогащающее приключение. Я нахожу, что уральцы очень открыты в общении, люди искренне интересуются американской культурой и хотят узнать как можно больше про США. Это очень радует, делает работу интересней. Я много езжу по Уралу, была и в Перми. Мне нравится путешествовать на поезде, наслаждаясь прекрасными видами уральской природы. И Екатеринбург оказался приятным городом, удобным для жизни.
12 июня в Перми отмечается День города. В прежние годы первые лица консульства всегда приезжали на наш праздник. Планируется ли визит в этом году?
– Я уверена, что представитель консульства приедет. Но не могу сказать наверняка. На данный момент мы составляем расписание на следующие две недели. Как мы уже обсуждали, у нас очень насыщенный график работы и строить планы на июнь пока рано.
Наверняка вас много и часто спрашивают про визы. Даже в фэйсбуке эта тема представлена на странице консульства. Изменился ли процесс получения визы? Снизился ли объем обращений и выдача виз?
– Процесс совершенно не изменился и по-прежнему достаточно прост. Если говорить о не иммиграционных визах, то в 2014 году визы в США получили 250 тысяч россиян. Это данные по всей России, отдельно по Уральскому округу данных нет. За девять месяцев 2014 года россияне посетили Соединенные Штаты примерно 270 тысяч раз, что на 13 процентов больше, чем за такой же период 2013 года. По сравнению с 2012 годом было выдано на 15 процентов больше туристических и бизнес-виз.