На минувшей неделе в Перми прошла вторая за месяц акция протеста среди работников такси. Около 50 водителей компании «Такси Перемен» отказались принимать заказы с в течение суток 16 марта. Это стало продолжением всероссийской забастовки таксистов 13 февраля.
Акция 16 марта по количеству участников заметно уступает февральской забастовке, в которой было задействовано около 300 водителей. Требования таксистов совпали с основными пожеланиями российских перевозчиков: повышение тарифов. Водители заявляют, что столь демократичные цены пермского такси (от 100 рублей) обусловлены тем, что сетевые диспетчерские компании снижают стоимость поездки, пытаясь привлечь клиентуру.
Как рассказал «bc» заместитель председателя межрегионального профсоюза работников такси Андрей Попков, таксомоторные перевозки сегодня представляет собой систему, в которой главное место занимают сетевые посредники – компании, связывающие водителя и клиента. За свои услуги диспетчерские службы берут с водителей до 20% от стоимости поездки. Из этих денег он должен оплатить бензин, провести необходимый техосмотр и, если хочет быть легальным, приобрести лицензию и платить налоги. Г-н Попков также заявляет, что диспетчерские компании по сути являются субъектами «черного рынка», поскольку их существование никак не зафиксировано законодательно. «Диспетчерские службы не лицензированы, не несут ответственности за качество обслуживания, сохранность жизни и имущества – ни перед клиентом, ни перед таксистом», – говорит Андрей Попков.
Пермские таксисты оказываются зажаты между необходимостью зарабатывать на жизнь и желанием бороться за свои права. Участие в протестах приводит к «снятию с линии», что означает прекращение контракта между водителем и диспетчерской службой и отрезает таксиста от возможных заказов. По мнению г-на Попкова, диспетчерские фирмы являются компаниями-паразитами: «Посредничество – во всех экономических сферах – стало развиваться с 90-х годов. Это всегда нажива, жертвой которой становятся как клиенты, так и водители, не имеющие возможности устанавливать адекватные цены. Такую деятельность нужно выжигать каленым железом».
Николай, участник забастовки, ждёт санкций в свой адрес и, в разговоре с «bc», соглашается, что к мнению таксистов никто особо не прислушивается: «Никак наказывать нас не будут, просто снимают с линии под лозунгом: не нравится – не работай. У таксистов нет прав в этой системе, поскольку мы не водители, а «получатели информационных услуг».
Председатель Пермского крайкома автотранспорта Иван Порошин считает, что проблему можно решить, если таксисты будут более активно участвовать в профсоюзной деятельности. В 2012 была создана профсоюзная организация «Такси Прикамья», существовавшая около года. Г-н Порошин уточняет, что на тот момент около 100 таксистов из разных организаций вступили в профсоюз, пытаясь решить вопросы по единому цвету такси, по организации специальных остановок. Когда актуальные проблемы были улажены, профсоюз перестал функционировать за ненадобностью.
«После 2013 года таксисты больше не принимали участие в общественной деятельности. Сейчас их акции проходят совершенно незамеченными. Для решения вопросов нужно объединение, я всегда им это говорил», – напоминает председатель крайкома.
Руководство «Такси Перемен» никак не отреагировало на акцию, поскольку в их распоряжении оставалась масса свободных таксистов, и на работе компании это не сказалось. От комментариев ситуации в компании отказались.