Вы возглавили «Горсвет» в начале 2014 года, в каком состоянии находилось предприятие и с чего вы начали свою работу в качестве руководителя?
– В первую очередь я изучил специфику предприятия. «Горсвет» отвечает за уличное освещение Перми, это и текущее содержание, ремонт, устранение аварий, строительство новых сетей. Более 30 тысяч светильников, около тысячи километров сетей наружного освещения. С производственным процессом как раз всё было понятно. Гораздо больше времени потребовалось, чтобы привести в порядок административно-хозяйственную деятельность. Мне сразу же бросилось в глаза, что внутренний двор весь заставлен автомобилями, как большая парковка, кругом лежал металлолом, б/у опоры, которые никак не учитывались, во дворе было принято даже пикники устраивать – жарить шашлыки. Территория «Горсвета» проходной двор напоминала. Что ввозилось, что вывозилось – непонятно! Я не буду утверждать, что на предприятии воровали: у меня нет доказательств, но то, что был бардак – это точно. В производственно-техническом отделе у каждого был свой штамп, и документы часто заверяли, минуя руководство. Коммерческая группа подчинялась заместителям, а не напрямую директору, отследить деятельность в этой части было сложно. Предыдущие руководители вывели работников на трехдневную рабочую неделю, хотя, как позже выяснилось, производственной необходимости в этом не было. Глава администрации Перми Дмитрий Самойлов поручил новому руководству «Горсвета» навести порядок. Сначала убрали со двора парковку, сейчас здесь стоят только автомобили для производственных нужд, ужесточили пропускную систему. Поменяли охрану, так как услуги охранного агентства, которыми до моего прихода пользовался «Горсвет», были дороже среднерыночных и работали неэффективно. Восстановили нормальный график работы, сотрудники стали работать полную рабочую неделю, а также оплатили время вынужденного отдыха за весь период неправомерного приказа. Кроме того, провели аттестацию рабочих мест, на основе аттестации заключили новый коллективный договор, более социально ориентированный, чем предшествующий документ. Начали проверку всего имущества предприятия, мы сейчас даже каждой опоре, попросту говоря, каждому столбу присваиваем идентификационный номер. Введен единый документооборот, все документы на входе и выходе фиксируются в приемной. Документы, связанные с коммерческой деятельностью, обязательно проходят через руководство и хранятся в финансово-экономическом отделе.
– Бюджет нам компенсирует затраты на содержание муниципальных электросетей, на развитие предприятия мы зарабатываем сами. Прибыль «Горсвет» получает за счет коммерческой деятельности, в том числе подрядных и субподрядных работ по строительству сетей наружного освещения и их капремонта. Также предоставляем места на опорах уличного освещения. Операторы связи, владельцы киосков и другие представители бизнеса платят нам за то, что их сети висят на наших опорах. Вот как раз в этой сфере и были хаос и неразбериха. Когда мы начали проверку пользования имуществом предприятия, результаты не заставили себя ждать. Оказалось, что многие потребители не платят за использование опор или платят только за часть размещенных у нас сетей. Так, компания «ЭР-Телеком» за вновь выявленное имущество на опорах заплатила более 600 тысяч рублей. И это только один пример. Были выявлены десятки мелких собственников, не плативших за использование опор «Горсвета». В результате этих ревизионных мероприятий и коммерческой деятельности нам удалось за 2014 год план финансово-хозяйственной деятельности перевыполнить. Прибыль по сравнению с 2013 годом выросла почти в два раза, соответственно, вдвое больше финансовых средств будет перечислено в бюджет Перми и вдвое больше будет уплачено налогов. На сегодня предприятие не имеет долгов по зарплате и по налоговым отчислениям.
Насколько нам известно, «Горсвет» подвергся проверкам со стороны прокуратуры, контрольно-счетной палаты, контрольно-ревизионного отдела администрации Перми. Чем они вызваны?
– Деятельность предприятия, как я рассказывал, долгое время была полупрозрачной, если не сказать мутной. Так что аудит мне, как новому руководителю, был даже необходим, чтобы понять, какие ошибки были допущены моими предшественниками. К тому же я считаю, что для предприятия, которое частично финансируется из бюджета, ревизии контролирующих органов – это нормальная практика. Они должны быть ежегодными, как врачебная комиссия. Сейчас у нас работает контрольно-счетная палата, они профессионалы своего дела, анализируют работу предприятия до последнего винтика, ничего кроме пользы это не принесет. Я сразу решил, что сделаю деятельность «Горсвета» максимально прозрачной. Именно к этому мы и стремимся.
Как вы сами понимаете эту прозрачность?
– Это максимальная открытость предприятия. У нас не может быть секретов по определению, мы предприятие – муниципальное. Все наши финансовые потоки можно отследить без труда. Бюджетные средства ежемесячно нам перечисляются за уже выполненные работы по содержанию сети, все закупки у нас сейчас идут через систему электронных торгов. Если мы работаем как подрядчики по контракту, то в нем тоже подробно оговаривается, какое оборудование мы должны закупить и по каким ценам. Мы не только с точки зрения финансов открыты, сейчас мы хотим стать максимально открытыми для общественности. «Горсвет» работает для людей, и мы хотим иметь обратную связь. Сейчас информацию о том, чем живет предприятие, мы рассылаем во все СМИ, создали странички предприятия в соцсетях – готовы отвечать на все вопросы.
А как за время вашего руководства изменилась штатная структура предприятия? Количество работников сократилось или увеличилось?
– У меня не было цели кардинально менять структуру предприятия, сокращать или увеличивать численность. За время моего руководства произошли лишь незначительные изменения. К моменту моего прихода на должность руководителя в штате было 147 человек, сейчас 138. Мы сократили только дублирующие должности. В управленческом составе я сократил должности первого заместителя и заместителя по строительству. Весь производственный процесс теперь контролирует главный инженер. Коллектив формируется не один год, в «Горсвете» за более чем 60 лет деятельности производственный механизм уже отлажен. На предприятии работают профессионалы, специалисты в своем деле. Я уверен, что с таким коллективом мы можем добиться много.
А какие цели ставите перед собой на этот год?
– Завершить инвентаризацию имущества, не сокращать производственных мощностей, в сложной экономической ситуации для города это важно. Губернатор Виктор Басаргин неоднократно говорил, что в условиях спада нужно по возможности сохранять и увеличивать производственный потенциал. Развиваться! Внедрять новые технологии. Мы следим за техническим прогрессом, и уже сейчас в Перми устанавливают осветительные приборы, которые на 75% экономичнее, чем лампы прошлого поколения.
Энергосберегающие технологии при нынешнем положении дел тоже важны. Планируем к Новому году обновить иллюминацию на городских улицах. Ну и, конечно, будем стараться, чтобы городские электросети работали бесперебойно, и содержать их в рабочем состоянии, делать все, чтобы наши земляки и гости говорили: «Пермь – светлый город!».