На очередном заседании пермского Клуба депутатов с докладом о влиянии санкций на российскую экономику выступил профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД России Сергей Афонцев. Спикер отметил, что кризисные явления в отечественной экономике начались задолго до введения санкций ЕС и США в отношении России. Спад ВВП фиксируется с 4-го квартала 2012 года. «С конца 2012 года рост ВВП не превышал 2%. Мы пришли к тому, что по итогам января-февраля 2015 года падение составило более 2%. Кризисные тенденции не выпрыгнули, как черт из табакерки, вместе с санкциями, а наблюдались за несколько кварталов до этого», – рассудил Сергей Афонцев.
По мнению эксперта, главное отличие этого кризиса от предшествующих экономических потрясений в том, что он протекает на фоне благоприятной обстановки на внешних рынках. «Если раньше мы говорили, что российская экономика растет быстрее мировой из-за высокой конъюнктуры на внешних рынках, а в случае ухудшения ситуации падает сильнее, то после 2012 года мы видим, что Россия переходит на более низкую траекторию роста, нежели в других регионах мира», – заверил г-н Афонцев.
Экономические санкции, по мысли профессора МГИМО, распадаются на три этапа, которые серьезно отличаются друг от друга. На первом и втором этапах санкции носили персональный характер и были направлены на конкретных физических и юридических лиц, которые обвинялись в нарушении территориальной целостности и дестабилизации ситуации на Украине. Санкции, которые были введены в июле прошлого года после инцидента с малазийским самолетом, ударили по секторам российской экономики, без поставок с Запада остались нефтегазовая промышленность и ОПК.
Эксперт замечает, что с сентября 2014 года вводимые санкции перестали связываться с динамикой ситуации на Украине: на фоне первых Минских соглашений и приостановлении боевых действий стали действовать новые секторальные санкции. Та же ситуация сложилась весной этого года: после подписания вторых Минских соглашений Евросоюз расширил санкционный список.
«На первых этапах, когда санкции носили персональный характер, влияние внешних ограничений на российскую экономику не прослеживалось. После перехода к секторальным санкциям стало понятно, что чем крупнее отечественная компания, тем сильнее по ней ударят», – рассуждает Сергей Афонцев, добавляя, что основной мерой стало ограничение доступа к капиталу на внешних рынках.
Иллюзия о возможности замещения европейских рынков кредитования азиатские быстро развеялась, говорит эксперт. «Стали понятны большие сложности при выходе на шанхайскую биржу», - поясняет он. Говоря о перспективах состояния российской экономики в 2015 году, эксперт склоняется к прогнозу падения ВВП до 5% и уменьшении инвестиций до 12%.
Отвечая на вопрос членов Клуба о состоянии региональных российских экономик, спикер не раздумывая отметил, что его оценка весьма скептичная. «Федеральное правительство с 2012 года придерживалось стратегии перебрасывать на регионы полномочия без предоставления достаточных средств. У меня все подвешено на один крюк – кризис закончится, когда будет найден дипломатический инструмент по урегулированию ситуации с санкциями. Если его не найдут, то через два года мы «съедим» резервный фонд, и в этом случае нас может спасти случайность», – считает эксперт, добавляя, что дипломатические возможности по выходу из кризиса у страны есть. Председатель комитета по экономической политике Елена Гилязова усомнилась в том, что «отмена санкций приведет к всеобщему счастью». Но, по мнению эксперта, без устранения без устранения введенных ограничений «мы не сможем выйти из кризиса».
В заключение председатель правления Клуба депутатов Андрей Колесников попросил приглашенного эксперта назвать реальные возможности по изменению экономической ситуации. Среди них эксперт называет увеличение цен на нефть, отказ ЕС от продления секторальных санкций (в очередной раз этот вопрос будет подниматься в Европе в июле), урегулирование конфликта на Донбассе и уход от «нерациональных трат в пользу антикризисной политики».
Комментируя доклад г-на Афонцева, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае Вячеслав Белов отметил, что ситуация с отечественной экономикой не так пессимистична, как в конце прошлого года: «Если бы мы встречались с Сергеем Афонцевым не сейчас, а в декабре прошлого года, думаю, его прогнозы и оценки оказались бы более негативными. Мы видим ситуацию по первому кварталу этого года и понимаем, что совокупность действий Центробанка РФ, правительства притормаживают падение. Не всех удовлетворяют эти шаги, но предложенные антикризисные меры дали ответы на часть кризисных вопросов. Соглашусь с экспертом, что сейчас все зависит от внешнеполитических трендов», – подчеркивает г-н Белов.
Юрий Ёлохов, депутат Законодательного собрания Пермского края, член правления Клуба депутатов:
- Оценка эксперта близка к реальному состоянию дел: да, будет плохо, но есть надежда. Важно вовремя «постелить соломку», это тоже большое искусство. Сейчас мы начинаем сравнивать нынешний кризис с тем, что было в 2008 году. Понятно, что дно мы еще не прошли. Все, что можно и необходимо сделать – принимать максимально правильные и мягкие решения, насколько бы нам нравилось или нет складывающееся положение дел.