Знаменитая строчка Ахматовой «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» вполне способна описать принцип, по которому два молодых куратора из Екатеринбурга – Дмитрий Москвин и Марина Соколовская –подбирали материалы для своей выставки. Плакаты, листовки, флаеры, газеты – все, что во время выборных кампаний попадает в почтовые ящики, наклеивается на стены и заборы, раздается агитаторами, а потом становится просто мусором, стало экспонатами выставки «Искусство сделать избирателя».
Нашли все это добро кураторы в папках и ящиках известных на Урале политтехнологов, среди которых Константин Киселев (Екатеринбург), Александр Пирогов (Екатеринбург), Виталий Ковин (Пермь), Людмила Ознобишина (Пермь), Олег Подвинцев (Пермь).
Признавая желание политтехнологов считать свое ремесло искусством, кураторы все-таки сосредоточились на визуальной стороне материалов, рассматривая их с точки зрения эстетики.
Название «Искусство сделать избирателя» имеет много смыслов, но, по утверждению куратора Дмитрия Москвина, главный из них – это когда в предвыборном штабе политтехнологи определяют портрет избирателя, создают его как скульптор Пигмалион, персонаж древнегреческого мифа. Он изваял настолько прекрасную статую Галатеи, что сам же влюбился в нее и, уступая его горячим мольбам, боги оживили мраморную женщину.
Можно удовлетвориться этим объяснением, но рядом торчат уши и другого значения слова «сделать», аналогом которого служит очень емкое, но непечатное слово, опять-таки имеющее двойной смысл и уводящее в область манипуляций массовым сознанием.
Американцы шутят, что при соблюдении всех принятых у них норм политкорректности и толерантности в президенты лучше всего баллотироваться афроамериканке нетрадиционной ориентации, разведенной и многодетной, живущей на пособие. Не менее интересным получается собирательный образ избирателя, уже не один год создаваемый в выборных штабах России.
«Мы проанализировали визуальные материалы предвыборных кампаний в Свердловской области и Пермском крае с 1990-х годов и определили, как выглядит предвыборная Галатея, – рассказывает Дмитрий Москвин, куратор выставки. – Наш «усредненный» избиратель – это пожилая женщина, имеющая детей и внуков, у которой много проблем со здоровьем, она любит кулинарные рецепты из простых продуктов и работает в своем огороде». Исходя из этого образа и определяются потребности избирателя, даются обещания и раздаются подарки.
Должным образом подать тему подарков кураторам помогло здоровое чувство юмора. Они просто взяли экспонаты выставки и увеличили эти пустячные вещички до огромных размеров. Так, на выставке присутствуют: календарик размером с оконную раму и скромным слоганом: «Лето. Солнце. Петрович», огромная, метра полтора в диаметре, крышка для консервирования с эмблемой «Единой России» и тому подобные гигантские штуки.
Еще один раздел выставки представляет собой подобие инсталляции, рассказывающей, как кандидаты, точнее, их агитационные материалы приходят в дом к избирателю. Здесь каждый посетитель может почувствовать себя членом самой многочисленной в России «диванной партии». Для этого есть и диван, и пульт, и старый телевизор с рекламными роликами. Также с помощью мебели обозначены и другие части квартиры избирателя, в которую проникает предвыборная агитация: кухня, прихожая, детская.
Большая часть экспозиции представляет собой стену с наклеенными на нее предвыборными материалами всех видов, форм и размеров.
Выставку «Искусство сделать избирателя» надо рекомендовать для обязательного посещения студентов, изучающих PR-технологии. Наверняка им покажется странным, как работали еще совсем недавно пиарщики – без уже привычных социальных сетей и digital-стратегий. «Так и работали, – рассказывает Марина Соколовская, куратор выставки. – В основном применялась полиграфия, но ее качество было таким ужасным, что порой невозможно было понять смысл листовки: то ли она агитирует за кандидата, то ли очерняет его».
А людям постарше визит на выставку грозит эмоциональным всплеском. Пожелтевшие листки с ушедшими в прошлое именами – « Голосуйте за генерала Варенникова!.. генерала Лебедя!.. генерала Макашова!», названия забытых партий – «Союз людей за образование и науку (СЛОН)», артефакты – одеколон «Жириновский for men» и блок сигарет марки «Жириновский» – все это мгновенно погружает в атмосферу ушедшей эпохи, вызывает мгновенный приступ ностальгического узнавания «А ведь это действительно так и было!».
«Выставку можно назвать уникальной, материал этот хранится только политтехнологами, при этом не структурируется и системно не изучается», – отмечает Марина Соколовская, куратор выставки.
Между тем скоро страна отметит своеобразную дату: 25 лет назад в Россию пришли современные выборные практики.
Владелица и директор Музея советского наива Надежда Агишева считает, что выставка «Искусство сделать избирателя» дает возможность обзора довольно большого периода выборной деятельности как части российской визуальной действительности. И это повод для сравнений и внимательного анализа.
Сегодня, когда в нашей стране механизм выборов, образно говоря, отключен, выставка смотрится как реквием уходящим возможностям избирателей хоть как-то влиять на исход избирательных кампаний.
Но Надежда Агишева совсем не согласна с тем, что выставку можно назвать мемориальной. «В России ничто не бывает навсегда, – говорит она. – Мир устроен так, что маятник, качнувшись в одну строну, обязательно качнется в другую. У нас еще будет возможность собрать материалы для новых экспозиций по этой теме».