Краевой бюджет опять на грани масштабных изменений. Вмешательство прокуратуры может закончиться судебными разбирательствами.
Причиной повышения интереса к программе госгарантий стало неисполнение правительством региона протеста прокурора.
– При формировании бюджета на 2015-2017 годы правительство заложило дефицит в исполнение программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в размере 1,3 млрд рублей. Это означает, что для оказания обязательных медицинских услуг не хватит средств, – говорит вице-спикер ЗС Лилия Ширяева.
После принятия такого варианта бюджета прокурор края вынес протест на решение Законодательного собрания, который краевой парламент удовлетворил и обязал правительство подготовить изменения в программу.
– Однако законопроект об изменении краевого бюджета региона, внесенный губернатором в марте и принятый в первом чтении в апреле, только усугубил ситуацию. По разным оценкам, в общем по госпрограмме здравоохранения уменьшение расходов составит до 1,8 млрд рублей, – подчеркивает вице-спикер.
В начале апреля правительством для исполнения протеста прокурора был внесен проект закона об изменении краевой программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Однако он отражал ситуацию, закрепленную новым секвестром бюджета. Так, согласно документу, стоимость исполнения программы на 2015 год снижалась на 608,5 млн рублей. Под сокращение попадали в том числе расходы: на госзадание по фтизиатрии, венерологии, психиатрии и наркологии (240 млн руб.), на приобретение медикаментов для больных гепатитом В и С (40 млн рублей), на мероприятия по реабилитации больных после стационарного лечения (46 млн рублей), на мероприятия по проведению медико-психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах (5,4 млн рублей). На 3,1 млн рублей снижались расходы по предоставлению мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению тружеников тыла в период Великой Отечественной войны, реабилитированных и пострадавших от репрессий лиц.
– Мы не стали рассматривать эти изменения в апреле, а перенесли обсуждение на май. В том виде, в котором законопроект «зашел» в ЗС, он не мог быть принят, поскольку привел бы к нарушению федерального законодательства и новому протесту прокурора. В проекте правительства не то чтобы не был удовлетворен протест прокурора, а напротив, были снижены расходы на оказание гражданам медицинской помощи до еще более низкого уровня, который не соответствовал федеральным подушевым нормативам, – отмечает заместитель председателя комитета ЗС по социальной политике Дарья Эйсфельд.
Принятие законопроекта о секвестре бюджета во втором чтении, в редакции, уже прошедшей первое чтение, и, соответственно, «подгонка» программы госгарантий медобслуживания под такие суммы – невозможно. Г-жа Эйсфельд замечает, что в таком случае будет нарушено федеральное законодательство. Общее мнение депутатов выражает председатель социального комитета Сергей Клепцин.
Позиция ЗС в этом отношении предельно открыта – программа госгарантий оказания медицинской помощи не может быть составлена с дефицитом, – подчеркивает г-н Клепцин.По словам депутатов краевого парламента, им предстоит перебалансировка бюджета, в результате которой нужно снизить дефицит программы минимум на 700-800 млн рублей (остальные средства в размере 1 млрд, заложенные в дефиците программы, поступают из федерального бюджета на условиях софинансирования и по линии фонда обязательного медицинского страхования). В целом по краевому бюджету придется сбалансировать около 3 млрд рублей, рассуждает Лилия Ширяева. Сложность этой работы заключается в том, что, согласно закону о бюджетном процессе, парламент не имеет права между чтениями изменять дефицит бюджета, поэтому увеличение расходов в одной части потребует снижения расходов в другой.
– У нас в бюджете заложено 350 млн рублей на строительство зоопарка, уже понятно, что эти работы в текущем году не начнутся. Той же суммы не хватает на оказание медпомощи неработающим гражданам. В данном случае логика правительства, что оно раз за разом оставляет расходы на строительство зоопарка, мне непонятна,– удивляется г-жа Ширяева.
В случае если между чтениями бюджет не будет изменен в части финансировании программы госгарантий, может последовать новый протест прокурора и обращение прокуратуры в суд за неисполнение предыдущего протеста.
– Есть большой риск нового протеста прокурора и переход обсуждения программы госгарантий в рамки уже судебного заседания. Но я бы не стал педалировать эту тему и относиться к ситуации с дефицитом программы как к принятому решению. В настоящий момент идет процесс переговоров с правительством. Чем они закончатся, говорить пока сложно, – заключает Сергей Клепцин.