Краевые парламентарии занимались на пленарном заседании секвестром и оптимизацией. Цена вопроса – сотни миллионов рублей
Заседание Законодательного собрания Пермского края началось с доклада председателя Совета муниципальных образований Александра Кузнецова о состоянии местного самоуправления в 2014-м году. Г-н Кузнецов в очередной раз отметил бедственное положение органов МСУ, говоря о том, что «полномочия передаются на места без средств на их осуществление», и заявил о необходимости дальнейшего процесса укрепления муниципалитетов.
В процессе выступления г-н Кузнецов предложил инициировать уменьшение территории проведения референдумов о самообложении до границ микрорайонов и ТОСов. Это, по его мнению, позволит обеспечить большую заинтересованность жителей в самообложении и увеличит явку в день голосования. Кроме того, председатель Совета глав уточнил, что таким образом возрастет влияние ТОСов.
«Это важная мера, которая позволит решить многие проблемы в территориях. Для поселений уменьшение границ проведения самообложения станет большим подспорьем», – подчеркнул г-н Кузнецов.
Для реализации инициативы необходимо внести изменение в федеральное законодательство. Александр Кузнецов сообщил, что Совет глав может выступить с законодательной инициативой и внести в краевой парламент вопрос о направлении в Госдуму рекомендации об изменении федеральных норм, касающихся проведения референдумов.
Если поменялось, скажите.
Из повестки майского пленарного заседания был исключен вопрос о регистрации депутатской группы «Согласие». С таким предложением выступил член комитета по государственной политике и развитию территорий, инициатор создания группы Павел Макаров. Свое предложение он никак не пояснил. Снятая инициатива стала шестой по счету попыткой регистрации депутатской группы в краевом парламенте. Последний раз вопрос поднимался на заседаниях Законодательного собрания в декабре 2014 года и фракции «Единая России» в январе 2015 года, где он был отклонен.
Виктор Федоровский, министр строительства и ЖКХ Пермского края, представил изменения в перечень объектов капитального строительства на 2015-й год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Общий объем инвестиций снизился на 244 млн рублей, что коснулось всех сфер строительства. В текущем году краевая казна сэкономит 1,105 млрд рублей. Изменения связаны с секвестром бюджетом в целом, а также с освоением неизрасходованных за 2014 год средств. Общий объем финансирования на капитальное строительство составит 1,837 млрд рублей на 2015 год, а на весь плановый период – 8,518 млрд рублей.
Самое большое изменение коснулось программы «Культура Пермского края», в которой запланированные средства на строительство новой сцены театра оперы и балета им. Чайковского перенесли на следующий год в размере 262 млн рублей и урезали финансирование в текущем году на 332 млн рублей. Причина – оплата работ по контрактам (на снос зеленых насаждений, строительно-монтажные работы и т.д.) будет осуществлена в 2016 году, что позволяет не тратить деньги в 2015-м.
Депутаты предлагаемые изменения приняли, но подискутировали о том, почему затягивается принятие в перечень объектов с готовой проектной документацией.
«Три года подряд переносится строительство детской поликлиники во всеми забытом Мотовилихинском районе, – взял слово Евгений Желобович. – То обещали сделать типовой проект, то он просто не значится в перечне – в связи с чем? С пренебрежением к району или просто денег настолько мало, что мы будем ютиться в маленьких помещениях с детьми?»
Как заверила Ольга Ковтун, зампредседателя правительства края, сейчас есть договоренность с министерством здравоохранения РФ и с потенциальным инвестором на строительство 7 поликлиник в Перми, одна из которых, возможно, откроется в Мотовилихе.
«В составе названных семи поликлиник Мотовилиха уже есть, – возмутился Вадим Чебыкин. – Если у вас что-то поменялось – вы скажите, а проект уже оформлен. Когда мы ведем проектирование больниц по Кировскому району и Соликамску, мы и имеем в виду типовой проект для всех запланированных объектов. Есть официальное письмо министра здравоохранения, датированное февралем 2013го года, где она четко говорит о готовности войти в софинансирование при условии готовности проекта и оформленной земли. Какие тут новости вы нам сообщаете? Все решено, но темпы мы замедлили очень сильно».
Депутаты не поддержали предложение правительства приостановить поддержку кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций края. До сего момента назначались ежемесячные денежные выплаты по старости и по инвалидности руководителям таких организаций из бюджета края. Законопроектом предлагается с 1 июля не назначать новых получателей этих средств.
По словам Ивана Огородова, министра сельского хозяйства и продовольствия края, это вызвано необходимостью экономии части господдержки. «Сейчас она начисляется для 140 человек. По тем людям, кому она уже оказывается, - изменений не произойдет. Но для тех, кто будет выходить на пенсию позже, - доплаты из бюджетных средств не будет».
На сегодня из краевой казны уходит 12 млн рублей ежегодно для поддержки руководителей сельхозпредприятий на пенсии.
Как заявил Александр Драницын на заседании комитета по экономическому развитию и налогам, «это антинародный законопроект, настраиваем руководителей на негатив, и надеемся на хороший ответ в будущем». Елена Гилязова, председатель профильного комитета, выразила другую точку зрения: «Такая норма поддержки идеологически устарела. Она была необходима во времена, когда ряд советских предприятий получили ухудшение ситуации, но сейчас в 9-ти случаях из 10-ти руководители сельхозпредприятий ведут свой бизнес».
По результатам голосования 20 человек воздержались, 9 высказались против, а 16 депутатов – поддержали инициативу правительства.
Режь раз, еще раз…
Депутаты краевого парламента секвестировали бюджет. Ко второму чтению законопроекта об изменении бюджета на период 2015-2017 годов изменились основные характеристики бюджета. Плановый объем доходной части краевой казны в 2015 году был сокращен до 94,2 млрд рублей (сокращение на 1,1%), объем расходной – до 106,2 млрд рублей (сокращение на 1%). Дефицит бюджета планово установлен в сумме 11,9 млрд рублей, что составляет 12,7% к объему доходов (снижение на 70 тысяч рублей).
Из крупных инфраструктурных проектов секвестру подверглись расходы на строительство зоопарка (снижение с 350 до 130 млн рублей в 2015ом году), на покупку здания для «переезда» художественной галереи (уменьшение суммы на 60 млн рублей), на возведение новой сцены оперного театра (на 595 млн рублей в этом году). Были восстановлены средства для реконструкции санатория «Энергетик» под нужды Госпиталя ветеранов войн. Пересмотрена часть добровольных социальных обязательств Пермского края, выделены средства для выравнивания финансирования программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи, сокращен объем дотаций и инвестиций муниципалитетам из краевого бюджета.
Председатель фракции «Единой России» Юрий Борисовец отметил, что «с таким сокращением бюджета Заксобрание еще не сталкивалось».
При обсуждении законопроекта часто звучали мнения депутатов о том, что необходимость секвестра была заложена еще при принятии закона о бюджете осенью прошлого года, однако правительство убедило парламентариев, что изначальный проект учитывает большинство рисков.
«Мне не нравится непоследовательность, когда мы принимали спорный бюджет, хотя все экономические тренды были налицо, а сейчас его дорабатываем», – заметила вице-спикер краевого парламента Лилия Ширяева.
Накануне на заседании фракции «Единой России» депутат Илья Шулькин предложил не поддерживать законопроект о секвестре, «чтобы дать возможность правительству верить в свои силы, и дать возможность власти исполнить тот вариант бюджета, на котором они в свое время настояли».
Депутат Дмитрий Скриванов подчеркнул, что бюджетный комитет на протяжении нескольких лет выступал за сокращение трат, но не был услышан.
«Еще тогда мы говорили о рисках, которые сейчас материализовались в полной мере», — отрезал депутат, и предложил коллегам и членам правительства задуматься о том, что предлагаемые меры по секвестру бюджета приведут к падению ВРП и снижению покупательской способности населения, а секвестр социальных обязательств изменит социальную обстановку в регионе. «Нужно принимать закон, понимая эти последствия», — заключил г-н Скриванов.
Говоря о взаимодействии при доработке законопроекта об изменении бюджета между чтениями, первый заместитель председателя Заксобрания Игорь Папков отметил положительный пример взаимодействия членов правительства и депутатского корпуса: «Все проекты, связанные с запросами жителей, – благоустройство, инфраструктура, водоводы, теплоснабжение, – это приоритеты, которые у нас остались. И даже проводя секвестр бюджета Пермского края, мы увеличили сумму единой субсидии на 514 миллионов рублей, что позволит муниципалитетам продолжить строительство детских садов и реализацию программы сноса аварийного жилья. Все рабочие группы проходили в абсолютно конструктивном диалоге. Многие поправки депутатов были услышаны», –сообщил журналистам г-н Папков.
Луч в конце секвестра
Депутаты приняли сразу в двух чтениях изменения в закон о полномочиях органов госвласти в сфере земельных отношений. Важность законопроекта подчеркивалась на заседаниях рабочих групп и комитетов Законодательного собрания. По нему закон дополняется еще одним полномочием по установлению порядка и условий размещения объектов: предполагается отказаться от обязательного получения разрешения на строительство при возведении объектов сопутствующей линейной инфраструктуры, которые нужны для подведения коммуникаций к строящимся объектам.
«Закон направлен: с одной стороны, на реализацию положений новой редакции Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с 1 марта 2015 года, а с другой стороны – они сокращают сроки строительства, снижают «административные барьеры», а значит – снижают уровень затрат и размер стоимости строительства объектов», – отметила вице-спикер Заксобрания Лилия Ширяева.