Объединения пермских перевозчиков сохранили свои маршруты, пройдя конкурсные процедуры. У локальных игроков выбор не велик – кооперироваться или уходить с рынка
Business Class проанализировал, как изменился рынок пассажирских перевозок Перми после проведения конкурсных процедур. Расстановка сил между тремя основными группами перевозчиков, несмотря на формальные изменения, осталась прежней. Вместе с тем, сократилась доля маршрутов, которые обслуживаются локальными игроками.
Конкурсы на право заключения договоров по обслуживанию автобусных маршрутов Перми: практически завершены. Торги проведены по всем без исключения лотам, а отдельные маршруты успели выставить на конкурс не по одному разу. Среди 18 маршрутов, судьба которых еще не решена, несколько экономически непривлекательных для перевозчиков, по ним заявок не поступило – например, № 35 сообщением «Драмтеатр – Пермский электромеханический завод» и № 69 сообщением «Детский дом культуры имени Кирова – Северное кладбище». Если перевозчики для невостребованных маршрутов не найдутся, то, по словам начальника департамента дорог и транспорта Ильи Денисова, маршруты могут скорректировать или отказаться от них вовсе.
Большая же часть нераспределенных пока направлений является предметом судебных споров между предпринимателями – победители конкурсов по части из них определены, но заключать договоры департамент не в праве из-за наложенных обеспечительных мер. Контракты на обслуживание еще нескольких маршрутов направлены выигравшим конкурсы перевозчикам, но еще не подписаны.
Мы делили пассажиров
Наиболее выгодные направления сконцентрировались в руках перевозчиков, входящих в НП «Новый Авто-Альянс» и НП «Единый союз перевозчиков». Первым достались закамские маршруты №8, 15, 20, 39, 64 и 65. Вторым – №29, 53 и 60 в Орджоникидзевском районе, а также маршруты, следующие в Мотовилиху и Левшино. Кроме того, представители этих объединений продолжают бороться за маршрут №80 (подробнее см. справку).
Формально на многих из маршрутов перевозчики сменились. Если сравнивать список компаний, с которыми были заключены договоры на перевозку пассажиров на конец марта - до вступления в силу первого этапа новой маршрутной сети, с данными на конец мая, то наименования перевозчиков совпадают лишь в единичных случаях. Однако если учесть принадлежность предпринимателей к тому или иному некоммерческому партнерству, то выясняется, что практически все направления остались в прежних зонах влияния.
Маршруты №22 и 48 перешли от ООО «Дизель» к ООО «Транзит». Последнее выиграло также маршрут №29, который ранее обслуживало ООО «Закамский автобус». При этом все три общества входят в НП «Единый союз перевозчиков». ИП Златковская выиграла конкурс по маршруту №13 у ИП Иванова, а маршрут №36 перешел от Златковской к ИП Стерлягову, председателю НА «Новый Авто-Альянс», с которому близки и двое других предпринимателей. Аналогичным образом сохранились маршруты под контролем Александра Богданова и компаний, связанных с учрежденным им НП «Автолидер». Непосредственно с ИП Богдановым ни одного договора на данный момент не заключено. При этом маршрут №63, который он обслуживал, выиграло ООО «Сити-бас», зарегистрированное по тому же адресу, что и НП «Автолидер». Маршрут №27 перешел от ООО «А-тур-транс» к ООО «Вираж», но остался в руках обозначенного партнерства.
Право на маршрут №42 компания, связанная с «Автолидером» отстаивает в суде. ООО «Серпантин» просит суд признать недействительным конкурс по данному маршруту, победителем которого была признана близкая к партнерству компания «АААвто». Напомним, при первом рассмотрении комиссией заявок по спорному маршруту компанию не допустили к участию в конкурсе из-за неправильного заполнения паспортов транспортных средств (ПТС). Перевозчик обратился с жалобой в УФАС. Антимонопольный орган счел ее обоснованной, и результаты торгов были отменены. При повторном рассмотрении заявок «АААвто» выиграла конкурс.
Остались ни с чем
На рынке перевозок по состоянию на 26 мая остался 21 предприниматель, с которым не заключен ни один договор. Четверо из них признаны победителями по лотам, на которые наложены обеспечительные меры. Другие не смогли выиграть на торгах маршруты, которые обслуживали ранее, и теперь судятся с компаниями, которые «отобрали» их. Заключение договора с ИП Морохиной по маршруту № 5 не состоится до рассмотрения по иску ООО «Авто-Тех». Подписание контрактов с ООО «Горавтотранс» по маршрутам №4 и 67 «заблокировали» нынешние перевозчики ИП Русаков и ИП Целоусов. У обоих предпринимателей нет маршрутов, кроме спорных. Такая же ситуация сложилась у ИП Романова (маршрут №56) и ООО «Техстрой-Авто» (маршрут №1). Из аналогичного положения пытался выйти ИП Талейко (маршрут №41), доказывая в суде, необоснованность конкурсного критерия о минимальной вместимости автобусов. Арбитраж в удовлетворении его требований отказал.
Отдельные перевозчики, оставшиеся без работы, поскольку их маршруты исключили из единой маршрутной сети, перешли в разряд нелегалов. Без договора с администрацией продолжают работать маршрут №45 и №30т. Предприниматель Светлана Сюткина, обсуживающая маршрут №45, считает, что проведение конкурсных процедур направлено на вытеснения с рынка небольших перевозчиков. «Сначала ушли те, у кого меньше, 12-15 автобусов, теперь остаются только те, у кого по двадцать и более транспортных средств», - полагает она.
Все те же лицаНовых игроков транспортной сфере не появилось, констатирует Илья Денисов. «На рынок пытается выйти компания из Удмуртии, но активными их действия назвать нельзя», - отмечает он. Напомним, речь идет об крупном транспортном предприятии Удмуртской Республики – ОАО «Удмуртавтотранс», которое подало заявки конкурсы по маршрутам №10 и №13. Они были отклонены конкурсной комиссией, поскольку предоставленная документация не была надлежащим образом прошита. Предприятие обратилось в Пермское УФАС с жалобой на действия комиссии и департамента дорог и транспорта. Антимонопольный орган счел жалобу необоснованной. После удмурты заявлялись на другой маршрут - №26, но ко второму этапу торгов их вновь не допустили. На этот раз из-за отсутствия низкопольных автобусов.
«Перевозки – лицензируемый вид деятельности, и зайти на этот рынок «с наскока» не получится», - комментирует г-н Денисов отсутствие новых перевозчиков. Чиновник не согласен с тем, что прошедшие конкурсные процедуры «отсеяли» мелких предпринимателей. «Перевозчики, у которых небольшой автопарк, но при этом достаточно новые автобусы, либо сами выиграли какой-либо маршрут, либо с кем-то скооперировались для этого. Неконкурентоспособными оказались те, кто на протяжении 10-15 лет не вкладывались в бизнес, а только получали прибыль», - заключает он.
Пермь как цитадель
По словам Ильи Денисова, начальника департамента дорог и транспорта администрации Перми, около 18% транспортных средств, которые заявили перевозчики на конкурсы на данный момент – это абсолютно новые автобусы. В это же время на улицах Перми выросло количество автобусов из других регионов России: с номерами Ярославля, Москвы, Калининграда и Кирова. Пользователь Livejournal под ником transport_43, опубликовавший фотографии пермской техники с номерами других регионов, считает что «приезжие» автобусы появились в связи с перераспределением маршрутов. «Если раньше Пермь славилась как цитадель автобусного «еврохлама», то теперь перевозчики собирают хлам уже на просторах необъятной Родины», - комментирует он. Кроме того, блогер отмечает появление отечественных моделей, которые ранее в Перми не эксплуатировались, например, ЛиАЗ-5292 и ВМЗ «Олимп».
Справка: По итогам конкурсных процедур маршрут №80 выиграло ООО «Закамский автобус-3». Компания «Мега-групп» обратилась в УФАС, и антимонопольный орган выявил нарушения при проведении торгов: выяснилось, что перевозчик конкурировал сам с собой. Однако договор с победителем подписали до рассмотрения жалобы. Иск ООО «Мега-групп» о признании конкурса недействительным оставлен без движения до 29 июня.