Пермская филармония долго жила без симфонической музыки: большим оркестрам просто негде было выступать. Все изменилось после того, как завершилась постройка акустической системы в зале КДЦ, который стал Большим залом филармонии.
Первым же проектом в новом направлении деятельности Пермской филармонии стал грандиозный фестиваль оркестров «Симфонический Олимп» в 2008 году. Тогда камерный оркестр «Виртуозы Москвы» стал одним из участников фестиваля, это и стало началом творческого сотрудничества. А в ноябре 2009 года в Большом зале Пермской филармонии с огромным успехом прошел концерт Национального филармонического оркестра России под руководством Спивакова. Зал был переполнен, зрители были в восторге и аплодировали не жалея ладоней. Неудивительно, что, выбирая город для своего авторского фестиваля, выдающийся музыкант сказал: «Только Пермь!..». И вот уже в шестой раз маэстро Спиваков устраивает в Перми праздник симфонической музыки.
Аргументируя выбор Перми в качестве места проведения Всероссийского фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…», директор Национального симфонического оркестра России Владимир Агеев не скрывает, что прикамская земля попала в поле зрения маэстро не случайно, хотя первоначально у пермяков имелись серьезные конкуренты.
«Более двадцати пяти лет существует ежегодный фестиваль Владимира Спивакова во французском Кольмаре, где оркестр дает 6-7 концертов год, - комментирует ситуацию Георгий Агеев. - В России фестиваля такого уровня никогда не было – все как-то руки не доходили. И вот в этот момент поступает неожиданное предложение о проведении фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» в Пермском крае. Наши неоднократные визиты сюда убедили, что Пермь – город продвинутый, владеющий замечательной филармонией. Такие филармонии есть не в каждом краевом или областном центре! И туда ходит благодарная, подготовленная, интеллигентная публика, тонко воспринимающая нюансы исполнения».
Пермяки приняли и полюбили фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» сразу, и его концерты всегда проходят с аншлагами. Вот и в этот раз в связи с огромным спросом концерт, открывающий фестиваль, шел одновременно в двух залах Пермской филармонии: в Большом зале играл Национальный филармонический оркестр под управлением маэстро Спивакова, а в Органном зале шла прямая трансляция этого концерта.
В год 175-летия со дня рождения Чайковского свой фестиваль Владимир Спиваков решил открыть одним из самых известных и исполняемых произведений великого русского композитора – Концертом для фортепиано с оркестром №1. Выбрать именно его у маэстро была еще одна причина: на свой пермский фестиваль Владимир Спиваков всегда привозит молодых солистов, тех, кто в самой ближайшее время станет яркой звездой в музыкальном мире. В этот раз пермяки познакомились с Даниилом Харитоновым, невероятно одаренным молодым пианистом, который исполнил партию фортепиано. Назвать Даниила Харитонова будущей звездой было бы неверно, его первое выступление с оркестром состоялось, когда музыканту было всего семь лет. В этом же возрасте он стал обладателем Гран-при Международного конкурса в Вене и почетного звания «Моцарт-вундекинд». К своим 17-ти годам пианист с феноменальными музыкальными способностями является лауреатом престижных музыкальных премий и с успехом гастролирует по миру.
Как рассказал Владимир Спиваков, через неделю Даниилу Харитонову предстоит выступать в Москве на Международным конкурсе имени Чайковского, здесь, как и в Перми, он сыграет Первый концерт Чайковского.
Программа фестиваля этого года была интересна и разнообразна. Один из вечеров был посвящен творчеству Гайдна. Прозвучали крайне редко исполняемые две симфонии (№ 85 Си-бемоль мажор «Королева» и № 94 Соль мажор «Сюрприз») и концерт Йозефа Гайдна (№ 1 для валторны с оркестром Ре мажор), а также Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор Вольфганга Амадея Моцарта. Солировали лауреаты международных конкурсов Андрей Михайловский - кларнет, Станислав Давыдов – валторна.
Интересно, что «Королева» в составе пяти других симфоний, названных «Парижскими», была заказаны Гайдну парижской масонской ложей Olympique, которой покровительствовала королева Мария-Антуанетта. Она была на концерте, и наиболее ей понравившаяся и получила в её честь название: La Reine («Королева»).
«Гайдн – родоначальник симфонии, он заложил ее основы, и музыка его просто чудесная, – прокомментировал Владимир Спиваков свой выбор. – А какое в «Сюрпризе» соло литавр! Во времена Гайдна публика, случалось, задремывала на концертах, вот он и будил ее».
В концерте, закрывающем фестиваль, прозвучали произведения Дмитрия Шостаковича: «Праздничная увертюра» и джазовая сюита, симфоническая сюита «Париж» французского композитора Жака Ибера, а второе отделение было отдано Александре Пахмутовой.
В Советском Союзе, а потом и в России Александру Пахмутову знали и знают в основном как композитора-песенника, автора более чем 400 песен, в том числе таких известных хитов, как «Беловежская пуща», «Надежда»,» «На трибунах становится тише…».
А вот в других странах Александра Пахмутова известна как автор нескольких концертов для симфонического оркестра. Одно из них – Концерт для трубы с оркестром, созданный композитором в 1955 году – Владимир Спиваков представил пермской публике. Солировал молодой талантливый трубач Кирилл Солдатов.
По доброй традиции один из концертов фестиваля прошел в Краснокамске, где в ДК Гознака были исполнены произведения Чайковского.
Отвечая на вопросы журналистов, Владимир Спиваков рассказал, что очень любит пермских зрителей и всегда с удовольствием выступает в Перми. Он выразил благодарность Пермской филармонии за то, что в это экономически сложное время удалось сохранить такой фестиваль. В свою очередь Галина Кокоулина, директор Пермской краевой филармонии, отметила, что и губернатор Пермского края Виктор Басаргин и краевое министерство культуры внесли в свои планы на ближайшие три года проведение фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…».