Местное самоуправление пытается найти «лазейку» в законе субсидирования территорий края
Накануне состоялось заседание рабочей группы Законодательного собрания по проекту постановления «О состоянии местного самоуправления и развитии муниципальных образований в Пермском крае в 2014 году». Участники мероприятия не только доработали документ к последующему его рассмотрению профильными комитетами, но и запланировали круглый стол по проблеме распределения субсидий муниципалитетам.
Напомним, во время майского пленарного заседания заксобрания председатель Совета глав муниципальных образований Александр Кузнецов представил доклад о состоянии местного самоуправления в 2014 году. Он отметил бедственное положение органов МСУ, заявив о том, что «полномочия передаются на места без средств на их осуществление».
Заксобранием было решено обсудить озвученные им проблемы рабочей группой с участием депутатов краевого парламента, представителей Совета муниципальных образований, Правительства и администрации губернатора Пермского края, а также уполномоченных по защите прав человека и по защите прав предпринимателей. Предложения по решению проблем, озвученных председателем Совета глав муниципальных образований, принимались до 29 мая.
Одна из задач обсуждаемого документа – обозначить правила игры и взаимную ответственность всех звеньев функционирования местного самоуправления. На данный момент сам текст проекта постановления состоит из 4-х блоков: приоритетные направления развития местного самоуправления, рекомендации Правительству края, рекомендации органам местного самоуправления края и рекомендации Совету муниципальных образований.
В ходе заседания рабочей группы поступили поправки от экспертов, в основном редакционного характера.
Дискуссия возникла в рамках обсуждения рекомендаций правительству края. Предлагалось предусмотреть возможность распределения средств единой субсидии в полном объеме на уровне муниципалитетов.
«Предлагаем исключить этот пункт, потому что есть закон Пермского края о предоставлении единой субсидии, есть порядок, и там определены приоритетные направления», – выступила Светлана Усачева, и.о. министра территориального развития края.
«А в чем-напряжение-то?», – высказал недоумение Александр Третьяков, депутат Заксобрания. – «Мы и на законодательном собрании говорили, что все муниципалитеты получат субсидии в полном объеме. Почему здесь сложность? Есть неуверенность в завтрашнем дне, нужно идти навстречу».
«Но есть закон Пермского края», – попыталась парировать г-жа Усачева.
Слово взял Константин Лызов, председатель Палаты муниципальных районов Совета муниципальных образований Пермского края и глава Добрянского района: «Средства субсидии есть, но целевое назначение определяет правительство. Мы же говорим о том, что мы должны её распределять на уровне муниципальных образований, закон не так работает, понимаете. Два раза на эти грабли наступали. Распределяли средства на уровне муниципалитета, потом идет перераспределение на уровне края, в результате наши проекты остаются без финансирования».
«Финансовые ресурсы сейчас ограничены, вся единая субсидия направляется на исполнение майских указов президента. Понятно, что у муниципалитетов есть приоритеты – но денег не хватает, есть указы президента», – ответила Светлана Усачева.
«У нас 47 больших муниципальных образований и триста – маленьких, и у каждого приоритеты разные. Нельзя под шаблоны загонять десять направлений финансирования, а субсидию давать не для их исполнения. Получается, вне закона, мы не можем тратить эти средства», – говорит Александр Кузнецов.
На вопрос депутата Вадима Чебыкина, есть ли у муниципалитетов необходимость в детских садах и в расселении ветхого и аварийного жилья согласно указам президента, представители Совета муниципальных образований ответили утвердительно. «Так и направьте туда 100% субсидии, решите эти проблемы! Иначе нужно редактировать законодательство», – предложил г-н Чебыкин. «Детские сады – это у районов, а у поселений – водоснабжение, газификация и другие проблемы», – парировал г-н Лызов. «У нас разные полномочия, а деньги считаются по единым траншам», – поддержал коллегу г-н Кузнецов.
«Предлагаю выход из сложившейся формально запутанной ситуации, – пришла на помощь председатель рабочей группы, вице-спикер Заксобрания Лилия Ширяева. – Давайте организуем круглый стол по этой проблеме и совместно решим несовпадение возможностей предоставления субсидии и реальных нужд муниципальных образований».
В итоге, участники рабочей группы решили провести круглый стол в конце июня или на первой неделе июля - дата уточняется, как сообщила г-да Ширяева. По ее словам, предстоит «жаркая дискуссия», поскольку правительство должно предоставить цифры и все данные по тому, как на данный момент распределяется единая субсидия.
Сам проект постановления в ближайшее время будет рассмотрен на профильных комитетах Законодательного собрания и подготовлен к внесению в повестку летнего пленарного заседания.