Юрий Оборин, генеральный директор авторынка «Камская долина», - о кризисе на автомобильном рынке, нерентабельном ноу-хау и спортивных достижениях
Что, на ваш взгляд, происходит сегодня на автомобильном рынке Перми, насколько упали продажи?
По официальной статистике, авторынок в России сократился наполовину. Мы же видим спад на уровне 70-80%. По дилерам сильно ударило то, что многие производители иномарок теперь дают автомобили только по предоплате. Обороты дилеров падают колоссально: клиенты неохотно идут на предзаказ. Вместе с тем растут затраты на аренду земли, содержание автосалонов.
Как реагирует на кризис вторичный рынок?
Начиная с января ситуация на вторичном рынке ухудшается каждый день. Традиционно апрель-май были пиковыми месяцами продаж, но сейчас апрельские продажи оказались хуже, чем в начале года. Сократилось предложение, и здесь прослеживается прямая связь между рынком новых и подержанных автомобилей – раз новые машины не покупают, старые не продают.
В конце прошлого года насколько сильным был ажиотаж на авторынке «Камская долина»?
В декабре-феврале у нас было много автомобилей на продажу. Когда упал рубль, белорусы и казахи, чьи валюты не пострадали так сильно, приезжали на фурах и вывозили абсолютно все. В течение зимы они продолжали скупать автомобили. Показывали пальцем на автомобиль, платили валютой, грузили и уезжали. Брали в основном автомобили дорогого сегмента.
Как изменились цены на подержанные автомобили за последнее время?
С начала кризиса автомобили с пробегом подорожали на 25-30%. При этом покупательская способность снизилась, и количество сделок сократилось в четыре-пять раз.
Какой момент считать точкой отсчета кризиса на автомобильном рынке?
Судя по работе кредитного отдела, ухудшение началось с начала 2014 года. В ноябре 2014-го - феврале 2015 года продажи поддержал ажиотажный спрос в России, потом белорусы и казахи. Когда рубль стал укрепляться, их активность снизилась, а нового массового покупателя не появилось. Цены за это время успели вырасти, а люди – потратить деньги.
Какова динамика выдачи автокредитов?
Кредитный отдел мы практически закрыли – содержать это подразделение в нынешних условиях нерентабельно. В январе-феврале ставка по автокредитам подходила к 50%. На такие проценты может согласиться разве что человек, который не намерен выплачивать кредит. Сейчас ставка вернулась на уровень 25-30%, но кредиты практически не выдаются. По нашей статистике из десяти заявок одобряется только одна.
Чем отличается нынешняя ситуация на автомобильном рынке от кризиса 2008 года?
Нынешний кризис более глубокий: если в прошлый количество въездов на авторынок сократилось на 15-20%, то сейчас – на 70-80%. Предыдущий отличался стремительным развитием: резкий спад, а затем «отскок» и стремительный подъем. Если за точку отсчета взять апрель 2008 года, то к октябрю продажи сократились на 80%. Провал продержался до апреля 2009 года, а после продажи быстро восстановились до уровня 50-60% и продолжали расти, но уже медленнее. Стоит отметить, что до показателей, предшествующих прошлому кризису, рынок до настоящего времени не дотянулся.
Как изменился спрос на автомобили с пробегом?
Последние несколько лет наибольшим спросом пользовались машины стоимостью 300-600 тысяч рублей, теперь планка опустилась до 200-400 тысяч рублей. Популярны проходимые, устойчивые к непростым дорожным условиям машины. В тренде остаются «японцы» - Toyota, Suzuki, Nissan.
За счет чего «Камская долина» конкурирует с автосалонами?
Мы располагаем большими площадями – более 10 га. Рынок можно назвать автомобильным «стоком», куда стекаются автомобили из многих территорий, в том числе и из других регионов. Отсюда большой выбор - сейчас на площадке находятся порядка 600 машин. Три четверти наших клиентов – иногородние. Приезжают из Кировской области, Удмуртии, Башкирии, Свердловской области, Тюмени и даже Архангельска. Плюсом является удобное расположение рынка. Кроме того, если ранее часто отлавливали машины с «левыми» документами, то теперь недобросовестные продавцы знают, что система контроля налажена и попытки продать «криминальные» автомобили практически сошли на нет.
Какой автобизнес более устойчив к падению продаж?
Уверенней себя чувствуют и те, кто может участвовать в тендерах, то есть дилеры отечественных автомобили - «ГАЗ», «УАЗ» и «ВАЗ». Доля отечественного автопрома увеличивается, производители активно обновляют модельные линейки. За газелями Next покупатели буквально выстраиваются в очередь. Рынок будет выживать за счет российского производства – в том числе бюджетных моделей Renault и Volkswagen.
В более выигрышном положении находятся компании, имеющие диверсифицированный бизнес. Окупившийся бизнес, который не вошел в новые проекты сможет сохранять рентабельность. В самой сложной ситуации оказались те, кто, как «Экс Авто», делал ставку только на автобизнес и начал новые проекты в 2011-2012 году, взяв кредиты.
Какие еще факторы сказались на авторынке?
Экономический кризис совпал с насыщением рынка. Мы практически догнали Европу по количеству машин на тысячу жителей – сегодня показатель почти 300 машин на тысячу жителей. При этом автопарк в России достаточно свежий, все это тоже отрицательно сказывается на спросе. До кризиса люди меняли автомобиль каждые два-три года. Сейчас будут ездить на одной и той же машине по пять-шесть лет. Пока не улучшится общая ситуация в экономике, не начнет восстанавливаться потребительское кредитование, автомобильный рынок не восстановится.
Увеличился ли спрос на услуги сервиса в ситуации, когда владелец предполагает долго ездить на одном и том же автомобиле?
Наоборот, на сервисе экономят. Люди ушли в гаражи. То, как падает спрос на сервисные услуги, видно и по машинам: на улицах Перми стало больше мятых, поцарапанных автомобилей. Владельцы не спешат тратить деньги на ремонт, если можно продолжать ездить и без него.
Как долго, по вашему мнению, авторынок будет находиться в плачевном состоянии?
Дна рынок еще не достиг. Так как в пиковые месяцы мы констатируем отрицательную динамику, то в периоды, когда обычно наступает затишье, ждем еще большего провала. По нашим прогнозам, улучшений можно ждать как минимум через два года.
На авторынке «Камская долина» есть «Кинодром». Пользуется ли он популярностью?
В 1990 году, когда мы его открывали, это было настоящее ноу-хау. «Кинодромом» никто в России не мог похвастаться. В Челябинске, правда, строили, но быстро закрыли. Мы потратили десятки миллионов рублей, чтобы все обустроить – установили гигантский дорогостоящий экран, площадку асфальтировали практически на болоте. Плюсом было то, что в то время действовал закон, по которому предприятия киноиндустрии не платили арендную плату. Потом закон отменили, и земля под «кинодромом» стала дороже, чем вся остальная территория рынка. Кино перестало быть рентабельным, но мы продолжаем тянуть эту ношу и «крутить фильмы». Сейчас и «классические» кинотеатры существуют только в формате развлекательных центров.
Но посетители все-таки есть?
Фильмы идут ночью, обычно для 5-10 человек. Приезжают, смотрят – на зарплату киномеханику хватает.
Справка Business Class Юрий Оборин о создании авторынка в Камской долине: Компания была основана, когда мы с моим партнером работали тренерами (Юрий Оборин – тренер по дзюдо, мастер спорта, заслуженный тренер России – прим. «bc»). В 1990-е годы с финансированием этой сферы были проблемы, сейчас еще хуже. Когда мэром Перми стал Юрий Трутнев, мы пришли к нему, попросили денег на развитие спорта. Он сказал: «Денег нет, попробуйте заработать сами». Вывел нас на эту площадку, предложил построить автомобильный рынок. С его помощью мы это сделали, работаем и практически всю прибыль вкладываем в развитие детского и юношеского спорта: содержим стадионы, покупаем инвентарь, выплачиваем стипендии спортсменам, возим их на соревнования. Многие мои воспитанники – чемпионы России и мира.