На «круглом столе» по проблеме распределения единой субсидии муниципалитетам участники успели пожаловаться на малый объем заложенных средств, поговорить о дисциплине и посетовать друг на друга.
На прошлой неделе состоялся «круглый стол» по теме совершенствования порядка предоставления субсидий местным бюджетам из краевой казны. Сама идея его проведения возникла после заседания рабочей группы по проекту постановления «О состоянии местного самоуправления и развитии муниципальных образований в Пермском крае в 2014 году» в середине июня. Тогда главы МСУ пожаловались, что закон работает не так, как нужно: несмотря на то, что средства субсидии есть, их целевое назначение определяет правительство – муниципалитетам не хватает «лазейки» для реализации своих проектов помимо майских указов президента.
По словам Константина Зорина, заместителя министра территориального управления, есть определенные результаты, несмотря на то, что 21 августа исполняется только год с момента принятия закона №357-ПК о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований из краевой казны. «Механизм, прописанный в документе, создавался достаточно сложно, – говорит Константин Зорин. – На сегодня в законе о бюджете заложено 763,8 млн рублей на субсидии. За 4 месяца с момента постановления правительства в муниципальные образования направлено 84,9 млн рублей». При этом на рассмотрении находятся заявки на 418 млн рублей бюджетных средств. Причины медленной работы кроются не в длительном рассмотрении заявок правительством – минимальный срок был 14 дней, максимальный – 33. Корень зла в неправильно оформленных заявках от территорий, и более половины из них поступают повторно: «У кого-то нет местной доли для предоставления субсидии – 25% от ее объема идет из муниципального бюджета, кто-то еще определяется с программными мероприятиями – в итоге сроки затягиваются».
Кроме того, в 2014 году значительные суммы были перечислены муниципалитетам, но деньги не ушли подрядчикам, в результате чего средства были восстановлены в краевом бюджете 2015 года. Возврат неиспользованных средств на 1 января 2015 года составил 230 млн рублей.
«Жалобы сводились к тому, что поздно утверждаются правительственные акты и что нет свободы – правительство диктует муниципальным образованиям, на что тратить деньги, – говорит вице-спикер Законодательного собрания Лилия Ширяева. – Вы упомянули возврат средств – но по-другому быть не может, ведь средства поступают муниципалитетам поздно, в конце года».
«Если смотреть на даты принятий постановлений в этом году, то можно увидеть, что часть из них приходится на май. Что касается приоритетных направлений, на которые выделяются деньги в первую очередь, – это переселение из аварийного жилья, строительство детских садов и реализация мер по устойчивому развитию сельских территорий, – парировал г-н Зорин. – Прописаны 14 направлений, но есть обязательное условие – выполнение майских указов президента». Получается, если в муниципальном образовании есть большая проблема с аварийным жильем, для решения которой потребуется весь объем субсидии, – ему не хватит средств на другие программы. С другой стороны, не во всех территориях такая ситуация, и многие способны удовлетворить все свои потребности. «Кто хотел – деньги в этом году уже получил, – резюмировал Константин Зорин. – Прием заявок мы продлили до 1 сентября вместо 1 июля».
«Можем ли менять прописанные приоритетные направления, идя навстречу муниципалитетам?» – спросил Виктор Федоровский, министр строительства и ЖКХ края.
«Приоритетные направления утверждены законом, вправе выйти с предложением любой субъект законотворческой инициативы, и мы танцуем от закона, – ответил Константин Зорин. – Изменения будут: 2015 год – последний год с приоритетом на финансирование из федерального бюджета дошкольного образования. С 2016 или 2017 года вектор изменится на развитие школ, а это еще более больная тема для края».
Слово взял Константин Лызов, председатель Палаты муниципальных районов Совета глав муниципальных образований Пермского края, глава Добрянского района. «Размер субсидий сокращается в разы год от года, при этом сужается объем самостоятельности муниципалитетов при ее распределении. Нам практически нечего распределять», – говорит г-н Лызов.
«Практика складывалась такая – мы никогда не ждали постановлений правительства, начинали заходить в конкурсные процедуры ранее, чтобы не тянуть время, ведь строительный сезон очень маленький. Параллельно получали ответ от краевых властей. По прошлому году уже дважды побывали в судах – не получали субсидии, которая направлялась на приоритетные проекты, и в результате не могли заплатить подрядчикам», – посетовал глава Добрянского района.
По его словам, существуют две главные проблемы. Во-первых, нужно восстановить возможность выделения средств на благоустройство территорий. Во-вторых, «механизм, по которому выделяется субсидия, неправильный», и нужно соотносить его с распределением бюджета в начале года. «Нам деньги эти тогда и не нужны, чтобы еще и за счет собственного финансирования решать не приоритетные для нас проекты, но которые находятся в федеральном тренде», – резюмировал Константин Лызов.
Его поддержал и глава Березников Сергей Дьяков: «Почти у 100% муниципалитетов программные бюджеты – зачем эти постановления правительства? Не надо отделять от бюджетного процесса распределение субсидии – нам нужно понимать на начало года, сколько будет денег. Выполняем указы – приводим территории в упадок. А если будет нужно еще и проекты по школам делать в следующем году – проще застрелиться», – выступил г-н Дьяков.
Дискуссию подытожила Лилия Ширяева: «Когда на рабочей группе возникла идея проведения «круглого стола», мне казалось, что проблема надуманная и что только одно мешает в заданном направлении идти ровно – маленький объем средств. Сейчас слышу, что это не единственное препятствие. Считаю, что правительству необходимо осознать и принять – идеология закона заключается в том, чтобы муниципальным образованиям предоставить самостоятельность для решения накопившихся в территории проблем. Но видим другую ситуацию». По ее словам, итогом «круглого стола» помимо совершенствования закона должны стать рекомендации в адрес правительства: восстановить направление по благоустройству территорий, о котором высказались все главы муниципалитетов, и изменить процедуры таким образом, чтобы к 1 апреля – срок будет обсуждаться – у территорий была возможность уже проводить конкурсные процедуры по конкретным заявленным проектам.
Участники «круглого стола» решили, что все предложения муниципальных глав должны быть юридически оформлены в виде поправок к действующему закону края №357 до 14 августа, после чего их возьмет под контроль комитет ЗС по бюджету.