В Перми побывал историк-урбанист, автор проекта «Велоночь/Velonotte» Сергей Никитин. Он рассказал о том, какие практики решают задачи актуализации культурно-исторического ландшафта города, и пообещал провести велоночь на Каме
«С 1998 года пытаюсь добраться до Перми. Наконец мне это удалось. Я увидел прекрасные выставки в пермском музее современного искусства, впечатляющую коллекцию художественной галереи. Наверное, по этой причине вы здесь остаетесь, не переезжаете в Екатеринбург, Казань, Москву или другие города мира», – обращается к собравшимся в зале музея совриска Сергей Никитин, историк-урбанист, профессор Веронского университета, автор и руководитель международного проекта «Велоночь/Velonotte». Он открывает встречу с пермяками, на которой речь идет о том, как исторические и культурные реалии города вновь сделать актуальными в повседневности.
Разговоры о «смерти» культуры мы слышим часто. По словам Сергея Никитина, переживания по поводу деградации культуры города испытывают и жители европейских мегаполисов. При этом понятие культуры связано не с шедеврами Караваджо и Веласкеса, то есть не с достижениями академического искусства. Речь идет об актуальной части культуры – пословицах, поговорках, мифах и историях, делающих из нас москвичей, петербуржцев или пермяков. Культурный код со сменой эпох может терять свою «реальную», востребованную составляющую, таким образом деградируя и переживая процессы реформации. Именно с культурным кодом города, по мнению г-на Никитина, необходимо работать.
Сергей Никитин входил в исследовательскую группу знаменитого урбаниста Александра Высоковского, участвовавшего, в том числе, в разработке генплана Перми. Группа анализировала культурную политику властей Москвы на окраинах города: дома культуры, библиотеки, клубы – все, что содержится за государственный счет.
«Что делать с этими учреждениями? Мы столкнулись с пустующими ДК, превратившимися в богадельни. Где же люди? Почему они не приходят на прекрасные выставки, посвященные творчеству Пришвина, театральные и музыкальные фестивали? Существуют ли проводимые на окраинах культурные мероприятия в реальности, а не на бумаге?» – ставит вопросы г-н Никитин.
По словам урбаниста, в современном городе активной частью населения являются люди, перебравшиеся в город не так давно и заинтересованные в извлечении различных благ из перемены места обитания. Им требуется время на освоение культурного кода и «этикета» города, в связи с чем «новички» постоянно нарушают правила игры, перестраивают этот код. Таким образом происходит реформация «языка» города. С другой стороны, местное население, давно освоившее культурное пространство, дорожит своим комфортом, оно не так серьезно ориентировано на активный рост и развитие в этом мегаполисе. «Банальный пример – снос объектов исторической застройки. Зачастую люди, которые это делают, не осознают и десятой части вреда, который наносят. При этом горожане, получающие возможность переселения в новые железобетонные коробки, с радостью переезжают. Происходит это потому, что культурное и историческое наследие никак не актуализировано в современной жизни», – подводит итог Сергей Никитин.
Таким же серьезным процессом является и разрозненность, слабость городских сообществ, в которых людей часто сплачивают всего несколько энтузиастов. Эти лидеры уходят, а новые на смену им не приходят.
В Москве одной из «машин» по производству культурного кода города является метро. Вокруг станций волнами выстраивается жизнь мегаполиса, что, по словам урбаниста, не совсем правильно: «Парижанин не станет называть определенную станцию метро центром городской жизни». Транспортные артерии городов, тем не менее, обладают способностью объединять вокруг себя городские мифы. Например, вокзал Пермь I стал мощным образом ряда эпизодов актуальной культурной истории нашего города. Одним из проектов Сергея Никитина, разрабатывающих эту концепцию, стал «Гранд Букашка», в рамках которого городской транспорт привычных маршрутов становится экскурсионным.
В 2004 году Третьяковская галерея обратилась к Никитину с просьбой создать городской культурно-просветительский проект по искусству ХХ века. Так родилась инициатива «Верхом на Букашке: художественная жизнь Москвы», реализованная на троллейбусах «Б», следующих по Садовому кольцу. Были проекты, связанные и с другими видами транспорта: в 2005 году – «Наш первый метро», в 2006 – «Какого цвета Москва? Москва на речном трамвае», а также с другими странами – комические музыкальные туры на гондолах на карнавале в Венеции. В 2014 году было создано первое экскурсионное мобильное приложение.
Неосвоенные городские пространства, «ничьи» места, которые находятся вдали от транспортных артерий или стали со временем неактуальными, могут быть заново обжиты средствами культуры, расстановки отметок культурно-исторического содержания на карте. Проект «Велоночь/Velonotte» работает с этой проблемой. Концепция проекта, когда горожане садятся на велосипеды и посвящают ночь путешествию по заранее проложенному городскому экскурсионному маршруту, слушают музыку, смотрят кино на привалах и узнают новое об актуальной культуре и историческом содержании мест, о которых они могли даже не знать, родилась в Москве в 2007 году. Путешественники превращаются в первооткрывателей, находящих для себя совершенно новые культурные «слои» привычного городского ландшафта. На счету команды – велоэкспедиция по викторианскому Лондону, собравшая более 4000 участников велоночь в Стамбуле, прогулка «Вода и город» в Казани.
В июле в Москве и в эфире радио «Маяк» прошла «Метровелоночь», посвященная юбилею метро. Спикерами на мероприятии стали инженеры Игорь Каспе и Юрий Егоров, архитектурный критик Григорий Ревзин, колумнист Арина Холина и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В планах команды Сергея Никитина – в ближайшие пару лет провести велоночь в Перми.
Фото: vk.com/velonotte