До конца года ситуация точно не изменится
В этом году объемы кредитования малого и среднего бизнеса в Прикамье резко сократились. По данным Банка России на 1 июля 2015 года, объем выданных в этом сегменте кредитов составил 18,777 млрд рублей, снизившись в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 44,5%. Эксперты, опрошенные Business Class, связывают такое положение дел на рынке со снижением спроса со стороны предпринимателей, которые не могут спрогнозировать дальнейшее развитие своей компании и экономики в целом, высокими ставками и уменьшением потребительского спроса.
«Свою роль, в первую очередь, сыграло повышение ключевой ставки 16 декабря 2014 года, вслед за которым банки подняли и ставки по кредитам населению, юридическим лицам, предпринимателям. Такая ситуация складывалась во всех кредитных организациях: это были реалии, в которых приходилось существовать. Соответственно, спрос снизился, поскольку далеко не каждый предприниматель мог позволить себе обслуживать кредит по новым ставкам.
Второй момент, повлиявший на уменьшение объемов выдаваемых кредитов, – снижение экономической активности. Поскольку платежеспособный спрос снижается, предприниматели не могут реализовывать свою продукцию в нужном объеме, а значит, они в меньшей степени, чем раньше, нуждаются в оборотных средствах, в инвестировании в новые производственные мощности, открытие магазинов и т.д.», – отмечает Евгений Ощепков, заместитель председателя правления ПАО АКБ «Урал ФД».
Егор Чурин, генеральный директор ООО «Инвест-аудит», также отмечает, что происходит спад экономических показателей, а спрос на товары и услуги снижается. «Бизнесу просто не под что кредитоваться. В такой ситуации предприниматель не может расширять свою деятельность – это не в тренде экономического развития. Плюс нужно отметить и сокращение малого и среднего предпринимательства в целом (причины – давление на некрупный бизнес, большие кредитные ставки, высокий уровень налогообложения). Но главный фактор снижения объемов кредитования – все-таки в непомерно высоких ставках, которые сейчас существуют. Если обслуживать кредит на таких условиях, можно просто войти в убытки и остаться в долгах», – полагает Егор Чурин.
По оценкам Романа Коновалова, директора ООО «Глобэкс Финанс: универсальный лизинговый брокер», в конце 2014 и в начале 2015 года банки, стараясь минимизировать риски, предлагали рынку повышенные ставки по кредитованию либо вообще отказывались от такового, стараясь привлекать денежную массу больше за счет депозитов. «Также большую роль в снижении объемов кредитования сыграла и общая экономическая обстановка в стране. Покупательская способность резко снизилась, ввиду чего сегмент малого и среднего бизнеса начал терять в выручке; более того, ряд проектов просто закрылись. К концу первого квартала этого года с фиксированием и снижением ключевой ставки наблюдается некая оттепель в секторе кредитования малого и среднего бизнеса. Банки начинают предлагать новые продукты, но при этом значительно ужесточают условия», – считает Роман Коновалов.
Специалисты Западно-Уральского банка Сбербанка отмечают улучшение ситуации во втором квартале 2015 года в сравнении с первым. «В текущих экономических условиях растет необходимость поддержки и развития бизнеса клиентов сегмента «малый/микро-бизнес». За последние три месяца количество выданных кредитов выросло в три раза по сравнению с первым кварталом. Следует отметить, что усилился интерес к беззалоговым кредитам. Основной драйвер роста кредитования с июня 2015 года – либерализация минимальных требований к заемщику. Снижение требований к кредитной истории значительно расширило круг потенциальных заемщиков», – поясняют специалисты Западно-Уральского банка Сбербанка
Риски больше.
Наталья Ковалева, региональный директор ОО «Пермский» ПАО «Промсвязьбанк» выделяет снижение объемов финансирования малого и среднего бизнеса как ключевую тенденцию первой половины 2015 года. «Большинство предпринимателей, к сожалению, сейчас находятся в сложной ситуации. Резко снижается прибыль, уменьшается и спрос на кредиты. Предприниматели пока воздерживаются от того, чтобы брать на себя большие обязательства по заемным средствам, стараются отложить планирование затратных проектов. Кроме того, несмотря на начало снижения ключевых ставок, стоимость кредитования по-прежнему остается высокой. Положение с получением кредитов малому и среднему бизнесу пока улучшается весьма слабо. Это связано не только с высокими ставками, но и с серьезным ужесточением требований к заемщикам со стороны банков», – рассказывает Наталья Ковалева.
По оценкам экспертов, в сегодняшних условиях банки уменьшают объемы выдачи кредитов в наиболее рискованных сферах (к которым помимо розничного сегмента относится и кредитование малого и среднего бизнеса).
Андрей Соболь, главный аналитик Аналитического центра МСП Банка:
– Банки вынуждены тщательнее отбирать клиентуру, предъявляя более высокие требования к качеству залогов и финансовому положению потенциального заемщика, что также неизбежно сказывается на объемах кредитования. Пермский край – далеко не единственный регион, в котором сокращается кредитование малого и среднего бизнеса. Отрицательная динамика по данному показателю наблюдается практически во всех субъектах РФ и, соответственно, в целом по России. Падение объема новых выдач субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) в целом по стране составило 35,9% по итогам первого полугодия – это обусловлено в первую очередь ростом процентных ставок после повышения ключевой ставки Банка России в декабре 2014 года и ухудшением финансового положения самих субъектов МСП на фоне проблем в экономике страны.
Анастасия Гилева, управляющий Пермским операционным офисом ФАКБ «Абсолют Банк» подчеркивает следующую тенденцию в корпоративном кредитовании: крупные банки, входящие в ТОП-50, стремятся минимизировать работу с сегментом малого бизнеса или, по крайней мере, относятся к нему осторожно. «Считается, что малый бизнес – более рискованный и менее устойчивый в кризис. Значительная часть предприятий малого бизнеса сегодня действительно испытывает ощутимые трудности, а банки, ранее работавшие с ними, не склонны снижать требования при предоставлении кредитов, не имея такой возможности из-за ужесточения требования госрегулятора», – комментирует Анастасия Гилева. Она также отмечает, что тенденция к снижению покупательской способности населения сказывается на предприятиях розничной торговли, особенно в таких сегментах, как легкая промышленность, товары премиального сегмента.
Вопрос цены.
«Испытывают сложности рестораны и кафе, относящиеся к премиальному сегменту, и турфирмы. С другой стороны, наблюдается стабильный спрос на кредитование у сельскохозяйственных предприятий, ориентированных на производство мяса и молока. У них снижения точно нет. Хорошо себя чувствуют в Пермском крае предприятия, связанные с энергетикой, химией, особенно нефтехимией; компании, работающие с госзакупками. У них потребность в кредитовании за последние полгода даже выросла. Мы наблюдаем увеличение прибыли и интерес к кредитованию у тех предприятий, которые связаны с программой импортозамещения, что логично в нынешней ситуации», – делится Анастасия Гилева.
Наталья Ковалева считает: несмотря на снижение объемов кредитования, потребность в заемных ресурсах у малого и среднего бизнеса есть. «Но влияние текущей экономической ситуации привело к тому, что предприниматели сейчас не столько привлекают новые заемные средства, сколько стремятся погасить уже имеющиеся кредиты», – подчеркивает Наталья Ковалева. Роман Коновалов отмечает, что если в докризисное время предприниматели могли задуматься об инвестировании в оборудование либо недвижимость, то на сегодняшний момент большинство компаний, чтобы хоть как-то удержаться на плаву, прибегают к кредитованию на пополнение оборотного капитала. «Но есть и обратная сторона: ввиду продления и ужесточения санкций против России государство начинает поддерживать бизнес через различные субсидии, в том числе и за счет возмещения затрат по кредитованию или лизингу, и у предпринимателей есть реальный шанс воспользоваться данным предложением», – заключает Роман Коновалов.
По мнению Егора Чурина, в любой экономической ситуации бизнес имеет потребность в кредитовании – даже в кризис некоторые предприниматели активно и успешно развиваются. «Пермский край – не исключение. Малый и средний бизнес, несмотря на свое сокращение, нуждается в ресурсах, в том числе финансовых. Но эти ресурсы должны быть адекватны по цене, а ставки кредитования ниже, чем сейчас. То есть потребность в кредитовании существует, вопрос лишь в цене», – рассуждает Егор Чурин.
Не понимают перспективы.
Аналитики МСП Банка в конце второго квартала проанализировали условия по продуктам для субъектов МСП по 30 кредитным организациям. «К сожалению, существенных изменений в ценовых условиях зафиксировано не было – ставки по-прежнему остаются на очень высоком уровне. Среднее значение составило 19,8% годовых против 20,8% в первом квартале 2015 года. Уровень ставок немного варьируется в зависимости от типов продуктов – по кредитам на исполнение госзаказа и овердрафтам он несколько ниже (18% и 19,5% соответственно), по беззалоговым кредитам для бизнеса, соответственно, выше – 22,1%», – рассказывает Андрей Соболь. Управляющий ВТБ24 в Пермском крае Светлана Щеголева отмечает, что в начале года в связи со сложившейся экономической ситуацией ставки для кредитов малому бизнесу в Пермском крае выросли в 1,2-2 раза. «На текущий момент во многих крупных банках действуют программы кредитования с участием МСП банка (создан для поддержки малого предпринимательства), ставки по совместным программам с МСП банком – от 13% годовых, кроме того, запущены программы рефинансирования кредитов для снижения нагрузки по кредитному портфелю клиентов», – рассказывает Светлана Щеголева.
Татьяна Рыбаковене, управляющий филиалом «Пермский» банка «ГЛОБЭКС» (Группа Внешэкономбанка), говоря о состоянии рынка кредитования МСП в первой половине 2015 года, отмечает, что зимой под влиянием панических настроений объемы кредитование малого и среднего бизнеса значительно снизились.
Татьяна Рыбаковене, управляющий филиалом «Пермский» ЗАО Банк «Глобэкс»:
– Причина уменьшения объемов понятна – резкое повышение процентных ставок. Кредитование под 25-30% годовых в начале года было невыгодно никому. Для бизнеса и сегодняшний уровень ставок по кредитам является не совсем комфортным. Для значительной части инвестиционных проектов текущий уровень неприемлем с точки зрения их окупаемости. Кроме того, дело не только в высоких ставках: текущие исследования рынка неоднократно показывали, что доступность кредитных ресурсов не является основным ограничением для развития компаний: экономическая неопределенность, снижение рентабельности, падение прибылей, наконец, весь комплекс проблем, обеспечивший начало спада в январе (санкции, снижение рейтинга страны, неопределенность бюджетной стратегии), перевешивают. Население, как мы видим, сокращает свои потребительские расходы очень активно. Расти же без причин бизнес, увы, не в состоянии.
По ее оценкам, после понижения ЦБ процентной ставки ситуация немного улучшилась: кредитные ресурсы стали более доступными. «По нашим наблюдениям, клиенты стали обращаться за кредитами намного реже. В первую очередь бизнес не понимает перспектив своего развития и будущих доходов. Сегодня у бизнеса один выход – необходимо научиться работать, ориентируясь на сегодняшнюю экономическую ситуацию в стране и регионе. Нужно более внимательно отслеживать текущие результаты, контролировать движение денежных средств», – полагает Татьяна Рыбаковене.
Говоря о готовности малых и средних предприятий развиваться на заемные средства, Роман Коновалов подчеркивает, что ставка – не единственный показатель для бизнеса. «Существует еще ряд критериев, на которые стоит обратить внимание: это срок кредита, обеспечение (залог или поручительство), разные комиссии банка. Тем компаниям, которым нужны деньги срочно, все равно воспользуются заемными денежными средствами, соответственно, те, для кого это окажется дорого, будут искать другие источники финансирования», – полагает Роман Коновалов.
Долг растет
Просроченная задолженность по кредитам малому и среднему бизнесу на 1 июля 2015 года составила 6,831 млрд рублей, увеличившись в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 62,5%. По мнению Егора Чурина, это связано с тем, что «ухудшаются экономические показатели, реализовывать предпринимательские проекты становится все сложнее, падает спрос, растут стоимость ресурсов и давление на бизнес». В таких условиях невозможно оплачивать кредиты и, поэтому, просрочка растет, делает вывод г-н Чурин. Евгений Ощепков рассказывает: еще в середине 2014 года начинались новые проекты, предприниматели закупали новое оборудование, расширяли производство, действовали на свой риск с расчетом, что состояние экономики будет крайне медленно ухудшаться. «По факту получилось, что часть проектов и бзизнесов оказалась неэффективной. . Ведь не всегда предприниматели и банки адекватно оценивают риски любого бизнеса. Экономика перешла в фазу, когда часть проектов завершено, часть оказалась неэффективна и не окупается, а новых проектов практически нет. Еще один фактор – падение спроса. Яркий пример в этом плане – автодилеры: этот рынок сузился на 40-50%, но предприниматели, ведущие автобизнес, на это не рассчитывали и, взяв несколько лет назад кредиты, теперь не могут их оплачивать и выходят на просрочку», – поясняет Евгений Ощепков.
Андрей Соболь также связывает рост уровня просрочки с ухудшением финансового положения малых и средних предприятий. «Многие из компаний брали кредиты с расчетом на рост выручки, однако из-за проблем в экономике их планам не суждено было сбыться, и в начале года они столкнулись с трудностями в обслуживании долга. Ситуация с курсом национальной валюты также существенно повлияла на динамику продаж малых и средних компаний, ориентировавшихся на импортную продукцию, что не могло не сказаться на их способности платить по кредиту. Третьим существенным фактором могло стать повышение требований к финансовому положению и обеспечению со стороны банков – это сказалось на предприятиях, которые рассчитывали перекредитоваться на новых условиях, чтобы избежать просрочки по долгам», – размышляет Андрей Соболь.
По оценкам Татьяны Рыбаковене, традиционно компании малого и среднего бизнеса по-прежнему ограничены как в возможностях пополнения денежных средств, так и в вариантах коррекции экономического поведения. «Кроме того, я бы не стала ожидать существенного сокращения доли плохих кредитов. Основная причина – международные санкции и их негативное влияние на экономику страны», – полагает Татьяна Рыбаковене. Наталья Ковалева констатирует: сегодня предприниматели уже не ждут несколько месяцев в надежде на то, что ситуация изменится, как это было в 2008-2009 году, а просто закрывают бизнес.
Лучше не станет
Аналитики не прогнозируют улучшения ситуации с кредитованием малого и среднего бизнеса в 2015 году. «К сожалению, не наблюдается существенных предпосылок для того, чтобы пересматривать наш прогноз, сделанный в начале года, а он был достаточно пессимистичен. Евгений Ощепков считает, что развитие малого и среднего бизнеса отчасти зависит от крупных предприятий. «Экономика в нашей стране, и Пермском крае в частности, зависит от крупных предприятий. Доля малого и среднего бизнеса очень небольшая – от 15 до 20%. Малые организации в большинстве своем зависят от крупных. Если последние запустили инвестиционную программу, то десятки малых и средних предприятий могут удержаться на плаву и развивать бизнес, поскольку такие компании «живут» на субподрядных работах. Если же, напротив, крупные предприятия урезают инвестиции, начинают экономить, то страдает и малый бизнес. Эту ситуацию можно описать как спираль, маховик, в центре которого расположены крупные компании, сужающие объем инвестиций, что в конечном итоге влияет на всех», – объясняет Евгений Ощепков.
Евгений Ощепков, заместитель председателя правления ПАО АКБ «Урал ФД»:
– Несмотря на негативную ситуацию в экономике, потребность малого и среднего бизнеса в кредитовании сохраняется, хотя и в меньших объемах, чем ранее. Мы видим, что большинство компаний продолжает функционировать, в большинстве бизнесов присутствует кредитный ресурс банка. Если говорить об оценке спроса в целом, то, к примеру, банк «Урал ФД» выдал за II квартал 2015 около 1 млрд рублей кредитов предпринимателям и юридическим лицам. Ставки, которые сегодня предлагают банки, дифференцированы и зависят от финансового состояния заемщика и качества предоставляемого залога. В случае программ, реализуемых с органами господдержки, они могут начинаться от 13,25%. Полагаю, что во второй половине 2015 года возможен рост выдачи кредитов. Это связано со снижением ключевой ставки до 11% и, как следствие, удешевлением кредитного ресурса. Однако бума и резкого восстановления рынка мы не ожидаем.
Аналитики МСП Банка отмечали, что портфель кредитов малому и среднему бизнесу за 2015 год в целом по стране сократится на 13,5-16,5% и составит 4,25-4,45 трлн рублей, объем выданных кредитов упадет на 25-30% до уровня в 5,3-5,7 трлн рублей, а доля просроченной задолженности к концу года составит порядка 15% портфеля», – сообщает Андрей Соболь.
Татьяна Рыбаковене отмечает, что до конца года процентные ставки могут снизиться, но не прогнозирует радикального падения цены кредитов для малого и среднего бизнеса. «В текущей ситуации проблемой, в первую очередь, является инфляция, которая делает необходимой повышенную процентную ставку для получения реального дохода. Кроме того, стоимость денег в России останется высокой даже при снижении ставок ЦБ», – полагает Татьяна Рыбаковене.
Роман Коновалов прогнозирует, что возвращение к докризисным показателям, возможно, затянется и произойдет скорее всего не в 2015 году. «На это может повлиять ряд факторов: возможность снижения ключевой ставки; отмена санкций для привлечения зарубежных более «дешевых» денег, рост доходов населения, импортозамещение. Развитие рынка кредитования сейчас зависит от экономическо-политической ситуации в мире и в России. Банкам, чтобы адаптироваться к нынешним условиям, нужно будет менять свои подходы к продуктам, к бизнесу клиента и его оценке», – считает Роман Коновалов.
Более радикально оценивает ситуацию на рынке кредитования малого и среднего бизнеса Егор Чурин. «Предпосылок для кардинальных перемен во второй половине 2015 года просто нет. О чем здесь вообще можно говорить? Никаких событий, позволяющих говорить об улучшении в экономике, не предвидится. Единственное, что можно прогнозировать, – ухудшение ситуации», – утверждает г-н Чурин.