С перевозчиками, которые обманывают конкурсную комиссию, администрация в будущем сможет расторгать договоры. У нелегалов и вовсе предлагают конфисковать автобусы
В Перми предлагается резко ужесточить репрессивные меры по отношению к нелегалам на рынке общественных перевозок. Предприниматели «в законе» предлагают изымать у нелегальных перевозчиков технику. Сейчас в арсенале надзорных органов и контролирующих организаций столь сурового метода нет, но эксперты предлагают прислушаться к мнению предпринимателей.
«Сектор нелегального бизнеса растет, а контролируют при этом только легальные компании. Есть ли инструментарий, позволяющий повлиять на ситуацию?» – спросил на прошедшем на минувшей неделе заседании круглого стола уполномоченный по защите прав предпринимателей Вячеслав Белов. В ответ перевозчики предложили конфисковать у нелегалов автобусы. «Давайте оставаться в рамках действующего законодательства», – осторожно отреагировали представители министерства транспорта Пермского края.
Однако г-н Белов заметил, что, возможно, настало время для пересмотра и дополнения нормативных актов. «Может быть, пора предлагать новые меры. Я не говорю, что изымать автобусы – это правильно или это легко закрепить законодательно, но стоит обсуждать любые варианты. В некоторых сферах быть нелегалом выгоднее. У тех, кто занимается бизнесом без регистрации, сейчас нет никаких рисков: даже административный штраф для них не 300 тыс. рублей, как для зарегистрированного юридического лица, а 10 тыс. рублей. Неофициально работающим перевозчикам не надо покупать новые автобусы, следить за здоровьем водителей, даже лицензию можно не получать. Если не решать эту проблему, то контроль легальных перевозок и проведение конкурсных процедур не дадут должного эффекта», – заявил г-н Белов.
«Когда мы выходили с инициативой о внесении изменений в Кодекс об административных нарушениях, предлагали установить штраф до 50 тыс. рублей для водителя и до 350 тыс. рублей для юридических лиц за незаконные перевозки. Депутаты и прокуратура предложение не поддержали. Протест прокуратуры был обоснован тем, что инициатива негуманна», – отметил Евгений Гомола, начальник управления транспортного обслуживания министерства транспорта Пермского края.
Напомним, число нелегальных перевозчиков в Перми выросло после введения новой маршрутной сети. К таким маршрутам, как №98 и М-6, борьба с которыми идет уже несколько лет, добавились автобусы №45 и 30т. Они были исключены из маршрутной сети, а договоры с ними расторгнуты, однако маршруты продолжили работу. Сразу после расторжения договоров департамент дорог и транспорта администрации Перми передал информацию о нелегалах в прокуратуру. Позже к борьбе подключилось УФАС – в отношении перевозчика маршрута №45 возбуждено антимонопольное дело. Отметим, что судебный запрет на деятельность маршрутов получен еще в 2013 году, но работают они по сей день.
Генеральный директор МУП «Пермгорэлектротранс» Александр Филиппов сетует, что деятельность нелегальных перевозчиков практически свела на нет эффект от изменений в маршрутной сети, которые были направлены на то, чтобы маршруты, следующие в микрорайон Парковый, обслуживались преимущественно троллейбусами. «Нелегалы изначально находятся в выигрышном положении с экономической точки зрения – не нужно платить налоги, соблюдать технический регламент, Трудовой кодекс. Правоохранительные органы должны проверять и пресекать их деятельность. Наказание – вплоть до изъятия орудия правонарушения, то есть автобусов. На сегодняшний день это одна из наиболее действенных мер. Если этого не позволяет нормативно-правовая база, нужно выходить с инициативой ее изменения», – считает он.
Все тайное становится явным.
Депутат Максим Тебелев внес на обсуждение комитета по городскому хозяйству Пермской городской думы проект решения о внесении изменений в положение о проведении конкурсов на право обслуживания автобусных маршрутов. Проектом предлагается дополнить перечень обстоятельств, при которых департамент дорог и транспорта может расторгнуть договор с перевозчиком, если будет выявлено, что в предоставленной им заявке на конкурс указаны недостоверные сведения. Речь идет об информации, касающейся соответствия заявки конкурсным требованиям, и показателях, которые учитываются при ее оценке. Если эти сведения недостоверны, департамент также может не подписывать договор с перевозчиком, заявка которого признана первой по итогам конкурса.
Как пояснил г-н Тебелев, конкурсная комиссия не осуществляет проверку достоверности информации и подлинности документов в составе заявок. В случае получения информации о недостоверности документов из компетентных органов, департамент, в случае принятия данной поправки, сможет расторгнуть договор с недобросовестным перевозчиком.
Напомним, в ходе проведения конкурсов по распределению маршрутов перевозчики обратились с жалобами в УФАС после того, как их заявки были отклонены из-за ошибок в заполнении ПТС. Антимонопольный орган определил, что оценкой ПТС должны заниматься органы ГИБДД, а депутаты и чиновники могут принимать во внимание только критерии, прописанные в конкурсной документации: год выпуска и экологический класс автобуса, а также долю низкопольной и газомоторной техники. Основным камнем преткновения тогда стали сведения об экологическом классе транспортных средств, указанном в ПТС. По словам начальника департамента дорог и транспорта Ильи Денисова, вопросы возникали тогда, когда по документам «тридцатилетний автобус имеет последний класс экологичности».
фото: flickr.com, Julio César Cerletti García