Большинство дистрибьюторов пока предпочитают традиционные продажи по телефону, и тысяч онлайн-клиентов ждать не стоит
Торговая компания «Созвездие», входящая в удмуртский холдинг «Комос-Групп» планирует в октябре 2015 года открыть интернет-магазин. География проекта не ограничена, однако с покупателями, находящимися за пределами Пермского края, производитель готов работать только на условиях самовывоза. Ассортимент интернет-магазина не будет отличаться от того, который «Созвездие» предлагает посредством активных каналов продаж. Через интернет планируют продавать мороженое, мясо и мясную гастрономию, полуфабрикаты, курицу, яйцо, рыбу, пресервы, консервацию, а также замороженные овощи и фрукты. Интернет-продажи нацелены на сегмент «business to business». Кроме того, будут приниматься мелкооптовые заявки конечных потребителей.
Открытие интернет-магазина, по мнению производителя, должно способствовать сокращению цепочки между поставщиком и потребителем и снижению стоимости продукции.
Эксперты полагают, что создание электронного портала позволяют производителю снизить затраты на организацию продаж. «Сейчас крупным поставщикам невыгодно работать с небольшими заказчиками. Объем их закупок не оправдывает расходы на сопровождение сделок и оформление документации. В интернет-магазине заказчик сам выбирает необходимый товар и объем, узнает цену и получает счет для оплаты, а заказ автоматически бронируется на складе. Для этого электронный портал интегрируется с системой складского учета», – рассказывает Алексей Дегтярев, генеральный директор Центра электронных торгов B2B-Center.
Александр Шубин, руководитель практики развития розницы компании «ПБК Менеджмент» отмечает, что система электронного формирования заказа позволяет уменьшить количество персонала, работающего с клиентами, но без вмешательства человека площадка, как правило, не работает. «Требуются аккаунт-менеджеры, которые отслеживают поставки, взаимодействуют с клиентом, – поясняет он. – Когда речь идет об интернет-магазине крупного товаропроизводителя, круг потенциальных клиентов ограничен, и даже мелкооптовые заказы делают не «рядовые» покупатели продуктовых магазинов и гипермаркетов, а небольшие организации, индивидуальные предприниматели. Число заказчиков не будет исчисляться тысячами», – заключает он.
«Интернет-магазины продуктов питания для конечных потребителей, такие как «Утконос» и «Азбука вкуса», существенную долю рынка, даже в столичных городах, так и не заняли. Потенциал интернет-магазинов, на мой взгляд, есть именно в сегменте «business to business», – рассуждает Алексей Дегтярев. Однако исследование Центра электронных торгов B2B-Center показало, что большинство крупных производителей и дистрибьютеров продуктов питания предпочитают традиционные форматы сотрудничества с клиентами и партнерами. Продажи в сегменте происходят в основном по телефону. «Первыми пользователями электронных торговых площадок станут наиболее продвинутые компании, заинтересованные в получении новых клиентов и оптимизации своих расходов. Постепенно за ними пойдут другие участники рынка», – заключает г-н Дегтярев.Как рассказали в международном центре интернет-торговли Allbiz, продукты питания – среди товаров, которые пермские компании наиболее активно покупают и продают на электронной площадке. Кроме того, в онлайн активно торгуют сельхозпродукцией, тарой, стройматериалами и промышленной химией.
Топ-10 популярных продуктов питания на Allbiz в Пермском крае, 2015
На основании количества совершенных сделок. Объем сделок по ТОП-10 товарам составляет 15% от общего количества сделок.