Число автошкол в Перми начинает восстанавливаться до предреформенного уровня. Но желающих получить водительские права стало заметно меньше
1 сентября - начало нового учебного года не только у школьников и студентов. Число желающих получить водительское удостоверение в осенний период всегда больше, чем летом. Пермские участники рынка признают, что отрасль переживает спад, причины связаны со многими факторами. По словам директора автошколы «Автореал» Сергея Васева, в августе 2014 г. вступили в законную силу новые требования к материально-технической базе автошкол. «Как результат, многие участники рынка не смогли привести её в соответствие, поэтому вынуждены были закрыться», - заявил г-н Васев.
По статистике «Дубль-ГИС», количество автошкол Перми с января уменьшилось с 61 до 42, а затем возросло, на данный момент в городе работают 56 автошкол. Данные ГИБДД коррелируют с этими цифрами. По состоянию на 1 января 2015 г. на территории Перми было зарегистрировано 68 автошкол, на 26 августа - 54 автошколы, сообщили Business Class в ГИБДД. По словам заместителя начальника отдела надзора УГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю Михаила Кайгородова, новых образовательных учреждений на территории Перми в настоящее время не зарегистрировано.
Новые требования
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ вступившему в силу 11 августа 2014 г., ужесточились требования к автошколам, в частности, к материально-технической базе. «Автошколы, соответствующие требованиям были аккредитованы. Остальные, не получившие заключения от ГИБДД и не согласовавшие рабочие программы, не имели права набирать курсантов после 12 августа 2014 г. В свою очередь, курсанты, которые обучались в таких учреждениях, до сдачи квалификационных экзаменов в ГИБДД не допускались. Неаккредитованные автошколы стали постепенно приобретать и приводить материально-техническую базу в порядок, докупать оборудование. На данный момент 3-4 учреждения ещё не получили аккредитацию», - рассказал председатель ассоциации автошкол Перми Константин Лиховских.
Основное требование к автошколам - размер территории, предназначенной для практических занятий, составляющий не менее 0,24 гектара. Площадка должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения.
Также были введены новые требования к преподавателям. Сейчас они должны иметь высшее профессиональное образование, либо среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и к тому же дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Таким образом, обычным автомобилистам невозможно теперь стать инструкторами. Кроме того, изменились и требования к лицам, принимающим экзамены. Так, рядовой инспектор ГИБДД не имеет права это сделать.
Теперь учреждениям приходится содержать дополнительных педагогов, покупать новые тренажеры и платить за аренду масштабного автодрома. Курсантам приходится заплатить больше и за сдачу экзаменов. Если раньше госпошлина состаляла 800 рублей, то теперь теоретическая часть стоит тысячу, а практическая - 3,5 тысяч. Наконец, сам документ обходится не в 800 рублей, как раньше, а в 2 тысячи.
Преподаватель ННОУ «Учкомбинат» Денис Метёлкин считает, что количество автошкол сначала снизилось, а потом вновь возросло не потому, что открылись новые, а из-за того, что те, кто сразу не прошёл проверки, со временем привели в порядок учебно-материальную базу, подготовили и согласовали программы. «В принципе "новые" программы внесли не так много изменений», - говорит г-н Метёлкин. «Автошколы не закрываются. Они приостанавливают свою деятельность до момента приведения материально-технической базы в соответствие с действующим законодательством РФ и прохождения аккредитации», - подтвердил Михаил Кайгородов.
«В принципе нет ничего сложного в получении аккредитации, если материально-техническая база в порядке и всё делать правильно. Что касается площадки – если нет собственной, то поделить занятия и согласовать расписание с другими автошколами действительно может стать проблематичным, но мы с этим не столкнулись, так как уже арендовали автодром на год», - рассказал директор автошколы «Формула 1» Евгений Капитонов. Денис Метёлкин утверждает, что процесс получения аккредитации не особенно усложнился. «Кто работал с соблюдением всех правил, проблем с аккредитацией не имел в принципе», - добавил г-н Метёлкин.
Спрос падает, цена растёт
По словам Дениса Метёлкина, на данный момент наблюдается спад количества желающих получить водительское удостоверение. Сергей Васев считает, что это связано со спадом реальных доходов населения, а также удорожанием стоимости нового автотранспорта и расходов на его содержание; не последнюю роль сыграло увеличение стоимости обучения из-за возросшего количества часов по теории и практике.
В среднем по стране минимальная стоимость обучения в 2015 г. составляет около 22, 2 тыс. рублей, однако реальный разброс цен довольно велик. Например, в Екатеринбурге стоимость варьируется от 20 до 30 тыс. рублей. Что касается повышения цен за обучение – по этому вопросу мнения экспертов разделились.
«Стоимость обучения могла увеличиться из-за увеличения количества часов вождения (с 50 до 56) и теории. В нашем регионе одни из самых низких цен на обучение в России. По поводу спада и с чем он связан - трудно сказать. На курс доллара-евро работа учебных организаций никак не завязана», - утверждает Денис Метёлкин. По мнению Константина Лиховских, повышение цен за обучение связано не только с новыми требованиями и ценами за сдачу экзамена, но и с ростом цен на бензин, а также с увеличением количества часов вождения. «Сейчас наблюдается довольно серьёзный разброс стоимости обучения в пермских автошколах: от 15 до 25 тыс. руб. за курс. Точную причину такого разброса назвать сложно. Скорее всего, там, где обучение дешёвое, курсанты просто откатывают меньшее количество часов, чем нужно, иначе на бензин, зарплату инструкторов и прочие расходы просто не хватило бы денег», - рассказал г-н Лиховских.
О перспективах отрасли эксперты говорят очень осторожно. Сергей Васев считает, что пока рынок не будет расти, ожидать увеличения количества автошкол не стоит. «Число автошкол вряд ли вырастет до январского показателя в ближайшее время. Не у каждой школы хватает денег на большой автодром, согласовать расписание порой бывает очень проблематично, особенно в осеннее время, когда количество учеников увеличивается», - рассказал Константин Лиховских. «Увеличение количества школ, к сожалению, не приводит к повышению качества обучения. По моему мнению, даже в нынешнее время рынок автошкол Перми перенасыщен», - добавил г-н Васев.