В музее PERMM открылась выставка мировой знаменитости стрит-арта
Испанец Эскиф, входящий в ТОП-10 самых известных в мире стрит-арт-художников, представляет свои работы в Пермском музее современного искусства. Явление это само по себе удивительно, ведь выставочным залом для художников стрит-арта является улица, и рисуют они на городских зданиях и сооружениях.
Приняв приглашение, Эскиф разработал концепцию выставки: путешествие художника, его знакомство с новой территорией. Отсюда и название «Привет из Молотова» – стандартная надпись на открытке, посланной с дороги.
Любое путешествие начинается с его подготовки, а значит, с поисков сведений в Интернете. Если забить в поисковую строку perm, то выпадет много картинок с кудрявыми женщинами. Слово perm у Google ассоциируется в первую очередь с завивкой типа перманент. Другое дело – Молотов, здесь визуальный ряд состоит из бойцов законных и незаконных формирований, военных и уличных, использующих «коктейль Молотова» – бутылку с зажигательной смесью.
С таким набором знаний Эскиф прибыл в наш город и провел здесь две недели. Испанский стрит-артист открыл для себя Пермь-Молотов и оформил по этим впечатлениям выставку, включив в нее и найденные или купленные в городе предметы. Так что ее посещение можно сравнить с дотошным выспрашиванием гостя: «Ну как вам у нас – понравилось?». Разумеется, одним из самых привлекающих снимание экспонатов стали пустые бутылки из-под спиртного, остроумно расставленные по степени возрастания крепости алкоголя. Замыкает эту линейку аптечный пузырек с маркировкой 95%. Впрочем, художник сразу задал тон всему происходящему: на входе в зал он расположил табличку с надписью на испанском: «Извините, я тоже этого не понимаю».
Две недели, проведенные в краевом центре, дали богатый материал для художественного осмысления нашей реальности. Художник мифологизировал основные медиа-бренды и создал из них причудливый микст. В отдельной нише расположен теннисный стол с сеткой и ракетками, на противоположных стенах – две надписи: «Восток» и «Запад». А на самом столе до боли знакомая всем жителям края картина: заснеженная панорама огромного провала и маленькие домики рядом. Теннисная сетка приходится прямо посередине дыры, получается, что траектория движения теннисного мячика от «Востока» к «Западу» проходит над бездной.
Это наслаивание смыслов и идей вокруг изображения провала дополняется надписями на крышах нарисованных домиков: «SOS!HELP», «Мы здесь», «Не покидайте нас». Обращены они к инопланетному разуму – так Эскиф интерпретировал тему Молебки и инопланетян.
Выставка демонстрирует еще немало парадоксальных и занятных поворотов авторской мысли. За всем этим не теряются и работы самого Эскифа. Если быть точным, то законченных работ мало. На больших столах, покрытых стеклом, расположены небольшие листки с набросками, прорисовками и эскизами. Рисунки относятся к разным периодам творчества художника, есть и совсем свежие, посвященные наплыву беженцев в Европу.
Творческий метод Эскифа отличатся от того же Бэнкси, с которым его чаще всего сравнивают. Если Бэнкси работает черной краской в трафаретной технике, изначально допускающей повторение изображения, то Эскиф рисует кистью. Его работы более тонкие, индивидуальные, чувственные, часто – с философским подтекстом, как его знаменитое граффити с гамбургером и надписью «Free». Искусствоведы считают, что Эскиф – для эстетов и ценителей стрит-арта.
Искусство это недолговечно, работы разрушаются или закрашиваются, несмотря на громкие имена создателей. Два раза Эскиф был в нашей стране: в Москве и Санкт-Петербурге, создал две большие работы, но питерскую стенку уже закрасили. Тем не менее художник почти трепетно относится к работам своих коллег. Так, во время выбора стены для его работы в Перми он отказывался от объекта, даже если там нарисован всего лишь чей-то ник (роспись), считая и это авторской работой. Кстати, Эскиф – это не настоящее имя, а ник, как у всех стрит-арт-художников.
История выставки «Привет из Молотова» – это еще и история о сбывшейся мечте. Привезти Эскифа в Пермский музей современного искусства PERMM мечтала Наиля Аллахвердиева, арт-директор музея. И не последнюю роль в этом невероятном для сегодняшнего захолустного состояния пермской культуры событии сыграла личная репутация Наили Аллахвердиевой, как куратора, имеющего опыт работы с мастерами столь высокого уровня. Несколько лет назад в Пермь приезжала еще одна мировая знаменитость – Марк Дженкинс, и прямо на улицах выставлялись его арт-объекты – фигуры людей из скотча.
Тогда и Пермь выглядела по-другому: интересные рисунки на зданиях, раскрашенные заборы, необычные объекты. Все это происходило в рамках «Паблик-арт программы», идеологом которой и была Наиля Аллахвердиева.
«Мы последовательно поддерживаем в PERMM историю, связанную с уличным искусством: от большой сборной выставки лучших уличных художников России и Украины «Транзитная зона» мы перешли к представлению знаковых имен. Это продолжающийся «интровертный» период в жизни музея, в городе работать официально мы пока не можем, поэтому выставки становятся очень важным инструментом разговора о значимости уличного искусства в современной культуре», – рассказывает Наиля Аллахвердиева.
Надежды на изменения к лучшему она не теряет: «Искусство должно вновь прийти на улицы нашего города, и я уверен, что так и будет».