Проект регионального бюджета на 2016 год оказался «тоньше» прошлогоднего на 10 млрд рублей. Краевые власти опираются на негативные экономические прогнозы, депутаты ЗС напоминают о том, что сокращать расходы в предвыборный год будет проблематично
Поступивший в Законодательное собрание края проект регионального бюджета на 2016-2018 годы может стать последним, сформированным на трехлетний период. Документ рассчитан на основе пессимистического варианта прогноза социально-экономического развития Пермского края, который исходит из предположений о негативном экономическом развитии крупнейших налогоплательщиков в условиях высокой процентной ставки Центрального банка Российской Федерации, продолжения действий санкционной политики, высокого уровня инфляции, снижения реальных доходов населения региона и, как следствие, падающего спроса на продукцию и услуги сферы потребления.
«Мы рассчитали «трехлетку» исходя из тех прогнозных данных, которые получили от федерального Министерства экономического развития и Министерства финансов РФ. При этом бюджет позволяет выполнять все социальные обязательства в полном объеме. Независимо от экономический ситуации, эта задача остается для нас приоритетной, – отметил глава региона Виктор Басаргин при подписании законопроекта. – Второе, и это также закреплено в бюджете, средства направляются на развитие базовых отраслей – строительства, сельского хозяйства, предпринимательства, машиностроения и обрабатывающих отраслей. Продолжаем кластерную политику. Важно оказать активное содействие в реализации инвестпроектов тем предприятиям, которые приходят в наш регион с целью вкладывать средства в развитие. В ближайшие годы продолжим вложения в инфраструктуру, в переселение наших жителей из аварийного жилья. Важной считаю и поддержку муниципалитетов», – подчеркивает губернатор.
Сценарные условия, заложенные в краевой бюджет, предполагают, что в 2016 году среднегодовые показатели цены на нефть Urals установятся на уровне 60 долл./барр., курс доллара составит 56,8 рубля за один доллар США, инфляция – 109,8% (в 2015 году прогнозируется 114,7%), а темпы роста основных производственных фондов – 103%. Стоит учитывать, что сценарные условия могут коренным образом измениться между чтениями бюджета, поскольку в конце октября федеральные министерства финансов и экономического развития представят новые федеральные прогнозы: именно тогда в Госдуму поступит проект федерального бюджета.
Доходная часть бюджета по сравнению с прошлым годом «провисла» на 10 млрд рублей. В принятом в прошлом году бюджете на 2015 год планировался уровень доходов в размере 98,96 млрд рублей (94,8 млрд рублей в принятом в первом чтении в сентябре текущего года секвестре бюджета), на 2016 год предполагается уровень доходов в размере 88 млрд рублей. К слову, в действующем бюджете на 2015-2018 годы (принятом в прошлом году) доходная часть краевой казны была установлена в сумме 101,6 млрд рублей.
Расходная часть бюджета также «сжалась» относительно бюджета текущего года: 106,69 млрд рублей в 2015 году (в принятом в первом чтении в сентябре текущего года секвестре бюджета) против 97,44 млрд рублей в 2016 году. Не последнюю роль в снижении расходов краевой казны стало соблюдение условий соглашения краевого правительства с федеральным минфином об удержании дефицита бюджета в размере, не превышающем 10%, что будет гарантировать получение «дешевых» кредитов федерального казначейства.
В 2016 году для обеспечения сбалансированности в бюджет планируется привлечь кредиты банков в размере 22,2 млрд рублей, в 2017 году – 35,38 млрд рублей, в 2018 году – 48,45 млрд рублей с учетом необходимости погашения кредита предыдущего года.
Предельный объем государственного долга на 2016 год предполагается в объеме 31,12 млрд рублей, или 36,4% от объема собственных доходов бюджета; на 2017 год – 40,38 млрд рублей (43,5%), на 2018 год – 48,96 млрд рублей (50,0%), «что соответствует ограничениям, установленным статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Закона Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», указывается в пояснительной записке к законопроекту.
Елена Зырянова, депутат Законодательного собрания Пермского края, глава комитета по бюджету краевого Заксобрания:
– Считаю, что из всех прогнозов сейчас нужно учитывать только самый пессимистичный. Думаю, что достичь показателей по доходной части бюджета будет довольно трудно. При заложенном уровне дефицита в 10% (предельном по соглашению с федеральным минфином), как только мы увидим, что план по доходам не исполняется, например, по первому кварталу следующего года, будем вынуждены секвестировать расходные обязательства. Конечно, никто из депутатов в предвыборный год не хотел бы этого делать. Поэтому я надеюсь на лучшее, но не исключаю, что в течение финансового года в бюджет будут внесены значительные корректировки. Сейчас правительство, внося законопроект в таком виде, балансирует между экономическими и политическими соображениями. Что же касается исполнения расходной части, то практика показывает, что чем сложнее ситуация с бюджетом, тем лучше с освоением расходов
Алексей Червонных, депутат Законодательного собрания Пермского края:
–На мой взгляд, внесен реалистичный вариант бюджета, кажется даже, что в части доходов прогноз немного занижен. Другой вопрос – возможно ли будет остановить падение доходной части, сохранив существующий формат договоренностей с крупнейшими налогоплательщиками региона при сложной экономической ситуации. Риски такие минимизируются – при сохранении нынешней динамики цен на топливо и энергоносители, курса валют и уровня заработной платы. По расходной части было бы любопытно посмотреть конкретные статьи и параметры. Планировать траты в таких непростых экономических условиях, при верхнем дефиците бюджета, довольно сложно. Возможно, между чтениями появится возможность оптимизировать расходы для уменьшения дефицита до 7%. В случае ухудшения ситуации это позволило бы сохранить основные параметры бюджета.