Города-побратимы Перми рассказали о Второй мировой войне. Параллелей оказалось множество
Новая выставка, открывшаяся в Пермской художественной галерее, – это нечастый, но удачный случай, когда инициатором экспозиции стала власть: Пермская городская дума.
Подготовкой материалов для выставки «Семь миров – одна война. Города-побратимы Перми в годы Второй мировой войны» занимались музеи и организации Оксфорда, Гренобля, Луисвилля, Циндао, Агридженто, Дуйсбурга и Перми.
О концепции выставки ее куратор Владимир Береснев, руководитель отдела новейших течений Пермской художественной галереи, говорит так: «На линии фронта война стирает всякую культуру, превращает человека в механизм, главная задача которого – уничтожить противника и уцелеть самому. Но за линией фронта, на островках гражданской жизни, люди цепляются за свою культуру, стремятся сохранить традиции, создавая свой уникальный мир. Именно этот диссонанс индивидуального и общего положен в основу выставки».
В первую очередь на выставке привлекают внимание документальные фотографии, их много, и сняты они советскими и зарубежными репортерами в странах, где во время Второй мировой войны велись военные действия. Среди них есть уникальные и удивительные кадры. Например, фото военных самолетов, летящих на фоне курящегося жерла вулкана: это во время бомбежек Италии проснулся знаменитый вулкан Везувий. Природа тоже протестовала против войны.
В подготовке выставки участвовали не только музейные институции городов-побратимов Перми, но и простые граждане. Их личные истории и фотографии позволяют увидеть войну в житейских подробностях конкретного человека, вдруг поставленного перед лицом новой страшной реальности.
Война бросала новые вызовы и тем, кто творил культуру. Для всех воюющих стран «самыми важными из искусств» стали агитация и пропаганда. И здесь случались удивительные истории.
На одном из стендов выставки рассказ о феномене «клепальщицы Рози». Американский плакат с большеглазой девушкой в синем рабочем комбинезоне, энергично демонстрирующей бицепс согнутой руки (сейчас такой стиль рисования называют пин-ап) решал важную задачу: надо было призвать женщин на заводы – вместо мужчин, призванных в армию. Этот же посыл содержала появившаяся в 1943 году и сразу ставшая хитом песенка Редди Эванса «Клепальщица Рози». После этого работницу с плаката тоже стали называть «клепальщица Рози». Волна патриотизма всколыхнула американских девушек, многие пошли работать на производство. Одной из них стала Роуз Монро из штата Кентукки, главным городом которого является Луисвилль. Она хотела стать именно клепальщицей, как в песне, и освоила эту профессию на заводе, где производились самолеты-бомбардировщики. Когда на оборонное предприятие прибыла съемочная группа с заданием снять патриотический ролик, то режиссер с удивлением обнаружил настоящую клепальщицу Рози. Плакатно-песенный образ неожиданно воплотился в реальную девушку.
И сам плакат, и стенд с рассказом представлены на выставке, а рядом на стойке закреплена ручка от клепального аппарата, нажмешь – и на весь зал раздастся песенка о Рози. Как рассказал куратор Владимир Береснев, в первую очередь выставка предназначена детям и подросткам, которых сложно увлечь просмотром фотографий и документов. Для этого были созданы стойки с интерактивными инсталляциями, они сопровождают все разделы экспозиции и вовлекают зрителей в различные действия. В разделе о военных годах Оксфорда можно заглянуть в круглые стеклянные «глаза» нарисованного противогаза и на минуту очутиться на занятиях по противовоздушной обороне. Противогаз напоминает костюм пришельца: он ярко-красного цвета и со смешным декоративным носом. Немцы бомбили Великобританию с 1940 до 1944 года, и больше всего англичане боялись, что будет применен отравляющий газ, в то время это было единственное известное оружие массового поражения. Противогазы были частью ежедневной экипировки, но их очень боялись дети. И для них придумали специальные нестрашные модели: разноцветные, со смешными носами. Так же делали и в Америке, где выпускали детские противогазы даже в виде Микки Мауса.
Инсталляция, посвященная военному периоду в истории Перми (тогда город назывался Молотов), обыгрывает уже мифологизированную историю о банке варенья. Во время войны на авиационном заводе мужчин заменили женщины и дети-подростки, которым было по 14-16 лет. Известна фотография, где директор завода, легендарный Анатолий Солдатов, сидит с группой подростков, перед каждым из которых стоит по банке варенья. Это премия за ударный труд, сказочный подарок в то голодное время. Историки уточнили, что юным передовикам производства выдали не варенье, а банки с консервированными фруктами, полученные в числе других поставок по ленд-лизу из Америки. Инсталляция по мотивам легенды включает в себя огромную фотографию события, три подлинных авиационных пропеллера и светящиеся изнутри трехлитровые банки, имитирующие сироп с фруктами. На каждой банке большая табличка, на ней – тот самый заводской приказ военных лет о премировании рабочих-подростков.
Выставка рассказывает еще и о таком явлении, возникшем во время Второй мировой войны, как побратимство городов. Первыми на этом пути стали жители британского города Ковентри и советского Сталинграда.
Выставка «Семь миров – одна война. Города-побратимы Перми в годы Второй мировой войны» будет работать в Пермской художественной галерее до 15 ноября 2015 года.