Несмотря на прогнозы начала года, рост цен на бензин оказался незначительным. Эксперты связывают это с государственным регулированием
Согласно данным информационно-аналитического центра KORTES, потребительская цена на бензин с начала 2015 года в Прикамье выросла на 2 рубля. Хотя прогнозы, сделанные в начале года, предрекали повышение до 50 рублей за литр. Как утверждают эксперты, рост цен не превысил уровень инфляции в связи с прямым государственным регулированием. Также на удержание стоимости сработало увеличение производства бензина на нефтеперерабатывающих заводах, несмотря на снижение объемов переработки нефти.
По словам специалистов Thomson Reuters KORTES, стоимость топлива на внутреннем рынке России определяется тремя основными факторами: биржевыми ценами, стоимостью внебиржевых сделок и экспортным эквивалентом. Как сообщили аналитики, подорожание в Прикамье уложилось в норму среднегодового повышения цены в рамках общей инфляции и оказалось менее значительным в сравнении с другими регионами. В Пермском крае рост цен на бензин составил 6,5% с начала года (согласно октябрьскому заявлению ФАС, предел подорожания бензина для конечного потребителя в 2015 году – 9%). Средняя розничная цена на А-92/93 составила 34,28 рубля (в среднем по России - 34,45 рубля). Для сравнения: средняя СПОТ цена бензина той же марки в Приволжском федеральном округе составила 38163 руб. за тонну, а рост – 22,6% за аналогичный период времени. «Если говорить о марже АЗС за рассматриваемый период, то она снизилась c 28,0% до 17,1%», – сообщили аналитики KORTES. Также по данным агентства, среднемесячная стоимость нефти марки Brent за период с января по октябрь 2015 года выросла на 2,0%, а курс рубля снизился на 2,7%. Цены на бензин на рынке северо-западной Европы за тот же период выросли на 5,9%.
Поскольку повышение цен на бензин оказалось незначительным, существенного влияния этого фактора на инфляцию ждать не стоит, считают эксперты. Впрочем, даже если подорожание топлива превысит норму, это не приведет к изменениям на рынке, поскольку ценообразование ориентировано прежде всего на платежеспособность конечного потребителя. Директор по региональному развитию компании Whelly Константин Пьянков отметил, что рост цен на бензин является очень важным, но не основным моментом при формировании цены на таксомоторные услуги: «Формирование стоимости услуги зависит как от расходов, так и от платежеспособности населения. Если люди не готовы платить, цена не поднимется. Можно сказать, что есть некоторая корреляция между ценой бензина и стоимостью проезда, но она не линейная. Коррекция цены произойдет позже, с задержкой». По поводу подорожания товаров предприниматель Алексей Иевлев, организующий междугородние перевозки, отметил: «Рост цен на топливо не приведет к значительному изменению на потребительском рынке. Сколько бы ни стоила перевозка, продавец ориентируется прежде всего на готовность потребителя платить».
Предприниматели, занимающиеся пассажирскими перевозками, считают, что повышение цен на бензин ударяет им по карману. По их словам, специфическая методика расчета цены не отражает затрат перевозчиков. «В Пермском крае цена на проезд в общественном транспорте ниже по сравнению с другими регионами, где стоимость билета превышает 20 рублей. Прибыли у предпринимателя практически нет. Ведь чем дороже бензин, тем дороже все, что мы покупаем: колеса, детали». Индивидуальный предприниматель, организующий междугородные перевозки, добавил, что цены, регулированием которых занимаются власти, растут непропорционально подорожанию бензина.
Позиция заместителя председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Андрея Попкова частично совпадает с мнениями перевозчиков: «Несмотря на повышение стоимости бензина, цены на проезд в общественном транспорте и на такси остаются прежними, хотя дорожают запчасти. Повышение точно отразится на корзине потребителя, поскольку дорожают грузовые перевозки». Проблема поздней (для предпринимателей) индексации цен на пассажирские перевозки действительно есть, подтвердил г-н Попков, но она характерна только для регионов (не для Москвы). «В регионах все в руках местной власти, а перевозки организуются «мелкими лавочниками», и они не объединяются, чтобы защитить свои права. Тарифы могут регулироваться самим бизнесом, если участники того захотят», – отметил Андрей Попков. Профсоюзный деятель указал на проблему таксомоторного рынка: несмотря на рост затрат водителя, компании-агрегаторы (диспетчерские агентства) держат цену на услуги на минимальном уровне, чтобы привлекать как можно большее число потребителей.
Директор Пермского аналитического центра Сергей Седов отметил невозможность вычленить в стоимости продуктов питания повышение затрат на бензин, поскольку это только один из факторов повышения цены. «Допустим, продукты питания перевозят на импортных грузовиках, если эти машины поднимутся в цене, то себестоимость перевозок возрастет. Когда все факторы, в том числе цена на бензин, складываются, образуется «инфляционный кулак», отмечает г-н Седов. Также аналитик указывает, что наиболее сильное влияние окажет повышение стоимости бензина на рынок перевозок, особенно если речь идет о дизельном топливе: «Так или иначе, в следующем году придется поднимать цены на проезд в общественном транспорте, это уже очевидно. Согласно складывающимся тенденциям, в 2016 году рост цен на дизельное топливо и бензин составит в России примерно 10%».