Николай Гончаров, министр по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, – об итогах проведения сплошной инвентаризации и потенциале пополнения бюджетов муниципалитетов за счет более эффективного управления земельным ресурсом
Осенью в Пермском крае завершилось проведение сплошной инвентаризации. Каковы ее основные итоги?
– Всего в крае проверено более 370000 земельных участков и объектов капитального строительства. По итогам инвентаризации выявлено порядка 33000 нарушений. Более половины из них связаны с несоблюдением пользователями объектов недвижимости установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
11320 нарушений приходится на самовольное занятие земельных участков: это означает, что доходы от пользования землей поступают в бюджет не в полном объеме. Меньшее количество нарушений связано с использованием участков не по его целевому назначению и самовольным строительством: 7% и 6%, соответственно.
В части инвентаризации земельных участков:
Среди проверенных объектов – более 290000 земельных участков. По итогам их инвентаризации выявлено порядка 22500 нарушений. Половина из них приходится на самовольное занятие участков, 40% – несоблюдение пользователями порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и 10% – использование земельных участков не по целевому назначению.
Теперь в отношении инвентаризации объектов капитального строительства:
Если рассматривать отдельно объекты капитального строительства, то здесь соотношение нарушений другое: 8884 (из 11071 – 80,2%) приходится на несоблюдение пользователями объектов капитального строительства порядка государственной регистрации прав. 2187 (19,8%) связаны с самовольным строительством на земельном участке.
Нужно отметить, что более 90% всех правонарушений совершены физическими лицами: речь идет об участках и объектах индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства.
Какие меры будут приниматься в отношении земельных участков и объектов капстроительства, где выявлены нарушения?
– Потенциал наложения штрафов по всем выявленным нарушениям – более 100 млн рублей. Я бы хотел подчеркнуть, что самоцели кого-то оштрафовать нет. Сейчас в установленном законом порядке будут выдаваться предписания об устранении выявленных правонарушений. В случае неустранения правонарушений в сроки, указанные в предписании, уполномоченные органы будут вынуждены принимать меры в соответствии с действующим законодательством. Самое главное – чтобы надлежащим образом было оформлено право на объекты недвижимого имущества и соблюдался принцип платности использования земли.
Что касается доходного потенциала, то по итогам устранения правонарушений дополнительно бюджеты должны получать ориентировочно около 200 млн рублей. Эта сумма включает в себя налоги и арендную плату за землю. Если штрафы – единоразовая мера, то здесь речь идет о ежегодном поступлении средств в бюджеты муниципалитетов.
Кроме того, в рамках инвентаризации муниципальные образования выявили дополнительные земельные участки, которые в дальнейшем можно будет вовлечь в оборот. В любом случае полагаю, что в полной мере эффект от проведенной работы проявится через год-два.
Меня радует то, что сам факт проведения инвентаризации всколыхнул общественность и дал стимул для приведения отношений в сфере пользования землей в правовое поле. Многие люди были бы и рады оформить права, но не знали, как это сделать. В рамках инвентаризации гражданам разъясняли, каким образом правильно соблюсти все процедуры по оформлению прав: провести кадастровые работы, поставить участок на кадастровый учет и т.д. По ряду районов края ГУП « Центр технической инвентаризации Пермского края» зафиксировал всплеск обращений физических лиц, которые заказывают проведение кадастровых работ с целью дальнейшей постановки участков на учет и регистрации прав собственности на них.
Отдельно хочу выразить благодарность руководству и специалистам краевого управления Росреестра и Кадастровой палаты Пермского края, которые оказали неоценимую помощь в организации и проведении сплошной инвентаризации.
По итогам инвентаризации можно ли выделить муниципалитеты-лидеры?
– По количеству проверенных участков лидируют города Пермь и Лысьва, по числу нарушений – краевая столица и Березники. Но нужно отметить, что это количественные показатели. По объему проверенных объектов капитального строительства лидируют Березники и Юсьвинский район, а по числу нарушений – Березники и Пермь. Что касается краевой столицы, то здесь проверено более 1,5 тыс. объектов и выявлено почти столько же правонарушений.
К сожалению, не все муниципальные образования подошли с полной ответственностью к проведению инвентаризации, хотя результаты работы пойдут на пользу, в первую очередь, именно территориям, а не краевому бюджету.
Какие действия будут предприниматься в отношении пользователей земельных участков и объектов недвижимости, нарушивших закон?
– Проведение сплошной инвентаризации – это первый, очень важный этап, который позволил выявить истинное использование земельных участков и понять потенциал территорий Пермского края. В 2016 году стартует второй этап, который предполагает организацию работы по увеличению доходного потенциала консолидированного бюджета Пермского края. Соответствующее распоряжение губернатора принято 20 октября этого года.
Этот документ регламентирует дальнейшую работу с земельными участками. В срок до 31 декабря 2015 года муниципалитетам рекомендовано разработать и утвердить на 2016 год планы-графики устранения правонарушений, выявленных при проведении сплошной инвентаризации, и проведения комплексных кадастровых работ. Федеральное законодательство позволяет муниципалитетам проводить работы по постановке участков на учет в рамках одного кадастрового квартала. Благодаря тому, что в 2015 году территории провели сплошную инвентаризацию, они имеют понимание, какие кадастровые кварталы являются наиболее доходными с точки зрения платы за землю. Таким образом, увеличится база для налогообложения.
Кроме того, муниципальным образованиям рекомендовано утвердить трехлетние программы, направленные на повышение эффективности управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами (подробнее в справке – «bc»). Это позволит планировать деятельность территорий в сфере управления имуществом в рамках трехлетнего периода.
Указанные мероприятия необходимы для понимания вовлеченности муниципалитетов в работу по увеличению доходного потенциала своих бюджетов. Мы выступаем за открытость и актуальность данных об объектах недвижимости. Поэтому территориям рекомендовано публиковать в интернете сведения о реестре муниципального имущества, об оформлении прав муниципальной собственности на бесхозное и выморочное имущество, о проведении комплексных кадастровых работ, выявлении самовольных построек, вовлечении в оборот свободных участков. Я уверен, что такое адресное привлечение потенциальных арендаторов и покупателей даст положительный эффект. Муниципалитеты смогут пополнить бюджеты, а имущество, которое сейчас не используется, найдет нового собственника или арендатора.
Справка Business Class Муниципалитетам Пермского края рекомендовано подготовить программы, направленные на повышение эффективности управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами на 2016-2018 годы. Они будут включать мероприятия по увеличению доходов местного бюджета на основе эффективного управления: от продажи, сдачи в аренду имущества и земельных участков и от деятельности субъектов, акции (доли, вклады) которых находятся в муниципальной собственности. Документ также предполагает действия территорий по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное и выморочное имущество. Это очень серьезный блок, за счет которого муниципалитеты могут увеличить имущественную базу и после оформления сдавать в аренду или продавать объекты. Программа должна также предусмотреть меры по совершенствованию системы учета объектов, находящихся в реестрах муниципального имущества, по обеспечению государственной регистрации возникновения, перехода, прекращения права собственности муниципалитета на объекты недвижимости. Документ, подготовленный муниципалитетом, должен включать в себя меры по обеспечению проведения комплексных кадастровых работ; выявлению самовольных построек и устранению правонарушений, связанных с их возведением.