Объемы производства строительных материалов в Пермском крае резко сократились. Всему виной – сокращение заказов и от девелоперов, и от населения
Вслед за падением объемов строительных работ в Пермском крае сократилось и производство стройматериалов. Эта тенденция наблюдается и в онлайн- ,и в офлайн-продажах. По словам Ильи Лисняка, генерального директора компании «ПЕРМГАЗОБЕТОН», объем производства по отдельным категориям строительных материалов сократился до 40%. «Разумеется, стройматериалов стали производить меньше. Встали не только многоквартирные стройки: индивидуальное жилищное строительство на фоне кризиса тоже замедлилось (у людей попросту нет средств, чтобы продолжать строительство). И если раньше в зимний сезон производители выпускали вдвое меньше стройматериалов, то теперь некоторые из них и вовсе остановили выпуск продукции на зимний период.
Прошедший год «скосил» несколько производителей по всем категориям, это привело к сокращению общего объема производства на 20-40%. Например, на рынок газобетона мы зашли в самый кризис: после банкротства сразу двух производителей», – рассказывает Илья Лисняк.
Одновременно на ПЗСП отмечают, что по ряду категорий строительных материалов, несмотря на общую экономическую ситуацию, произошел значительный рост. В частности, речь идет об оконных конструкциях, стемалите, закаленном стекле. За прошедшие три года объем отгрузки изделий из стекла на ПЗСП вырос на 80%, добавляют в компании.
Рынок перенасыщен
По данным Пермьстата, по итогам 10 месяцев объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 62,015 млрд рублей, снизившись в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 16,5%. Ситуация начала ухудшаться с мая 2015 года, тогда падение достигло 38,7%, по итогам октября – 41,9%. Еще летом в разговоре с корреспондентом Business Class коммерческий директор «Цементной Торговой Компании» Евгений Орёл отмечал, что сокращение объемов произведенных работ серьезно отразилось на положении дел в сегменте строительных материалов. «На мой взгляд, такая ситуация будет держаться на рынке до конца года и, возможно, даже ухудшится, потому что на данный момент пока нет предпосылок для улучшения экономической ситуации как в целом по России, так и по нашему региону», – сообщал Евгений Орёл.
По данным аналитиков компании Allbiz, категория «Стройматериалы» в Рунете в течение последних месяцев демонстрирует стабильное сокращение объемов. «Об этом свидетельствуют данные по количеству онлайн-заказов на торговой площадке Allbiz. Так на первые три месяца года пришлось 45% от всего количества онлайн-заказов в этой категории. Количество заказов стройматериалов уменьшалось на протяжении всего года. По итогам ноября оно было в три раза меньше, чем два месяца назад, в сентябре», – рассказывают аналитики компании Allbiz.
В конечном счете, на ситуацию в сегменте оказывает воздействие поведение потребителей: поскольку платежеспособный спрос сокращается, все меньше людей приобретают квартиры или возводят дома самостоятельно. Илья Лисняк выделяет и другие факторы, влияющие на сокращение объема производства строительных материалов: за последние годы рынок стройматериалов по некоторым категориям (например, бетон и ЖБИ) перенасытился, и кризисный период восстанавливает баланс между спросом и предложением. Кроме того, производители стройматериалов из соседних регионов начинают активную экспансию в отношении пермского рынка, поставляя стройматериалы по заниженным ценам и выбивая с рынка местных игроков, рассказывает г-н Лисняк.
Умеренные пессимисты
Несмотря на уменьшение заказов на стройматериалы, наблюдается их удорожание. Сергей Ельников, руководитель отдела маркетинга компании VEKA Rus, отмечает со ссылкой на Росстат, что цены на строительные материалы в России выросли на 11,5%. «К концу 2015 года в среднем по России подорожали практически все материалы, из которых производятся окна. В их себестоимость увеличилась примерно на 20%. Изменение цен в основном связано с ослаблением рубля по отношению к мировым валютам. Независимо от цен наблюдается сокращение числа игроков на оконном рынке. Основная причина этого – падение рынка по сравнению с прошлым годом на 20%», – объясняет Сергей Ельников.
По прогнозам экспертов, до конца года серьезных изменений на рынке стройматериалов ждать не стоит, их ожидания относительно 2016 года тоже довольно осторожны. «До конца 2015 года не будет наблюдаться ни роста, ни снижения объемов производства оконных конструкций. На 2016 год специалисты оконного рынка придерживаются умеренно-пессимистического сценария. Ожидается спад объемов производства не ниже 10%. Но это примерные прогнозы», – делится Сергей Ельников.
По оценкам экспертов, сложнее всего в кризис придется небольшим компаниям и тем производствам, которые не имеют диверсифицированных каналов сбыта. «Те, у кого не получится оптимизировать расходы или нет оборотных средств, чтобы морозить деньги «в склад», могут просто не дожить до строительного сезона. Также непросто придется тем, кто окажется не готов работать по бартеру», – рассуждает Илья Лисняк.
На ОАО ПЗСП также отмечают, что диверсифицированный бизнес строительных компаний полного цикла позволяет с достаточной устойчивостью выдерживать кризисные колебания. «Так, например, в начале года при снижении продаж недвижимости хорошими темпами шли продажи стройматериалов – газобетонных блоков, изделий из стекла. В настоящее время наблюдается закономерный спад спроса на стеновые блоки, однако растут продажи квартир», – поясняют на ПЗСП.
Сергей Ельников, напротив, полагает, что размер компании не играет роли, важнее – разнообразие направлений продаж стройматериалов. «Комфортно себя будут чувствовать компании с диверсифицированными каналами сбыта и организации, которые смогут гибко регулировать потоки товаров по ним», – прогнозирует Сергей Ельников.