На последнем в 2015 году пленарном заседании Городской думы депутаты приняли бюджет на 2016-2018 годы, обсудили городской транспорт и повысили плату за проезд
Транспортное пространство
Вчера, 22 декабря состоялось пятьдесят шестое заседание Пермской городской думы. В рамках традиционного «часа депутата» думцы заслушали доклад начальника управления внешнего благоустройства городской администрации Анатолия Дашкевича. Ночной снегопад и вызванные им пробки придавали докладу чиновника особую актуальность.
«Сегодня за ночь выпало чуть больше 10 миллиметров осадков. Пришлось серьезно потрудиться: на дороги Перми вышло 296 единиц техники. Считаю, что подрядчики справились, сбоев в движении общественного транспорта нет», – рассказал г-н Дашкевич. Также он отметил, что 2014 и 2015 годы были богаты на осадки. По словам чиновника, годовой уровень превышает 840 миллиметров (ранее такое количество осадков было зафиксировано в 1926 году).
После актуального вступления Анатолий Дашкевич перешел к теме доклада – городскому транспорту. По словам, г-на Дашкевича реализация концепции развития городского пассажирского транспорта в Перми позволила создать благоприятные условия как для перевозчиков, так и для пассажиров.
«Наиболее значимым для реализации концепции стал 2015 год. В этом году была введена новая единая маршрутная сеть, также были проведены конкурсные процедуры по всем автобусным маршрутам», – отметил чиновник. Говоря о новой Единой маршрутной сети, Анатолий Дашкевич отметил, что исключение дублирующих маршрутов позволило увеличить среднюю скорость автобусов. Сейчас этот показатель составляет 19,1 км/час.
По словам чиновника, основным показателем работы общественного транспорта является пассажиропоток, Плановое значение данного показателя на этот год – 290 млн пассажиров. За 10 месяцев 2015 года пассажиропоток равен 237 млн. Г-н Дашкевич отметил, что сейчас учет количества пассажиров ведется по методике, утвержденной Городской думы. Однако со следующего года этот процесс будет автоматизирован, благодаря введению системы «электронный билет».
У депутатов возникло множество вопросов к докладчику. Дмитрий Малютин сообщил, что около 400 остановок на территории города находятся в ненормативном состоянии и поинтересовался можно ли привлечь на восстановление некоторых из них внебюджетные средства. Анатолий Дашкевич ответил, что потребность в ремонте автобусных остановок есть, и бизнес также планируется привлекать к решению данной проблемы.
Депутат Владимир Манин обратил внимание представителя администрации на многочисленные пробки в городе. «Я полтора часа ехал на заседание с Вышки-2, попал в три пробки, при этом не улицах не было ни одной аварии».
Депутат Андрей Солодников спросил у г-на Дашкевича, устраивает ли пермяков единая маршрутная сеть. «Первое время жалоб было много. Сейчас тоже некоторые вопросы остаются нерешенными. Постоянно поступают запросы от депутатского корпуса с вопросами от горожан. Больше всего вопросов от жителей Кировского района они связаны с тем, что ряд маршрутов не доходят до Центрального рынка. Мы понимаем, что такая проблема есть и будем её решать» – ответил замглавы городской администрации. По его словам, после капитального ремонта улицы Пушкина эти трудности окончательно разрешатся.
Депутат Владимир Плотников поинтересовался, может ли город создать муниципальный автопарк. «Хотелось бы иметь собственные автобусы, независимые от частных перевозчиков. Потому что, сейчас есть три-четыре компании, которые правят балом и держат городской бюджет за горло. Хотелось бы подстраховаться», – отметил депутат.
Анатолий Дашкевич назвал вопрос «своевременным и правильным», а также согласился с тем, что резервные автобусы нужны городу. Создавать муниципальный автопарк планируется в рамках федеральной программы развития рынка газомоторного топлива. «В ближайшую трехлетку мы примем меры для того чтобы город оставался участником программы и была возможность приобретать автобусы, которыми можно подстраховаться», – рассказал чиновник.
Также г-н Плотников в очередной раз напомнил представителю администрации о сроках внедрения системы электронный билет, для более точного учета пассажиропотока. Анатолий Дашкевич заверил депутатов, что система заработает к середине следующего года.
Вокруг «Спортхолла»
Обсуждение одного из наиболее важных вопросов повестки – бюджета города не обошлось без неожиданностей, связанных с разногласиями по поводу покупки спортивного комплекса «Спортхолл» в муниципальную собственность.
По словам руководителя профильной рабочей группы, депутата Натальи Мельник, в процессе подготовки проекта городского бюджета на 2016-2018 годы ко второму чтению было рассмотрено 203 поправки. Из них 164 были приняты, 29 отклонены, 10 отозваны авторами.
Как только депутаты собрались принять изменения списком, городской прокурор Андрей Назаров попросил вернуться к рассмотрению поправки прокуратуры, ранее отклоненной рабочей группой. Напомним, предложение прокуратуры исключает расходы на покупку «Спортхолла» в размере 225 млн рублей из городского бюджета. Это первая в истории Перми, поправка к бюджету со стороны надзорного ведомства. Депутаты повторное рассмотрение не поддержали.
«С учетом принятых поправок, бюджет города сбалансирован, социально-направлен и бездефицитен», – отметила Наталья Мельник и озвучила актуальные параметры документа. Доходная часть бюджета на 2016 год запланирована на уровне 22 млрд 612,2 млн рублей, на 2017 год – 22 млрд 962,8 млн рублей, на 2018 год – 22 млрд 556,6 млн рублей. Расходная часть соответствует доходной.
После её слов решил выступить депутат Владимир Плотников. Он поблагодарил депутатов за работу и поддержку. «У нас хорошая команда, городская администрация и депутатский корпус идут одной дорогой. В отличие от края, где идет война всех против всех», – отметил депутат. Также депутат объявил о том, что собственники отказались продавать «Спортхолл» городу. В этот момент в зале раздались негромкие аплодисменты.
Глава администрации Дмитрий Самойлов предложил собрать рабочую группу и направить освободившиеся средства на дорожные работы. Однако, глава города Игорь Сапко попросил отложить этот вопрос до января. После чего, депутаты проголосовали за принятие бюджета на 2016-2018 годы во втором чтении.
«Не каждый город может похвастаться, сбалансированным социально-ориентированным и бездефицитным бюджетом. Надеюсь, что по исполнению проекта серьезных вопросов не возникнет» – отметил глава города.
По данным контрольно-счетной палаты, бюджет на 2015 год, по результатам 11 месяцев был исполнен на 88,6%, по расходам на 88,2%.
От 16 до 20
Обсуждение изменений в методику формирования транспортных тарифов, практически ничем ни отличалось от обсуждения вопроса на комитете по экономическому развитию. Напомним, изменения предусматривают, в частности, снижение показателя рентабельности пассажирских перевозок с 10 до 3% и увеличение на 3% общехозяйственных расходов перевозчиков в связи с необходимостью внедрения автоматической системы учета пассажиропотока.
Как и на комитете, с резкой критикой проекта выступил депутат Анатолий Саклаков. «Система уже работает на половине автобусов Перми, бизнес готов развивать ее на собственные средства, а обрабатывать данные может Гортранс», – заявил депутат. Он также отметил, что хотя внедрять АСУП будет инвестор, с которым городские власти планируют заключить соглашение, на бюджет лягут «транзитные» расходы.
Далее г-н Саклаков предложил рассмотреть поправку об исключении расходов на внедрение АСУП, но не был поддержан коллегами. Новая методика была принята во втором чтении.
Спустя один вопрос, депутаты обсудили повышение платы за проезд в общественном транспорте с 1 января 2016 года до 20 рублей. Льготный проездной согласно тарифу, рассчитанному по принятой ранее методике будет стоить 1020 рублей.
Депутат Владимир Плотников спросил заместителя главы администрации Перми Анатолия Дашкевича, почему предлагается увеличить цену именно до 20, а к примеру, не до 18 рублей. По мнению г-на Плотникова, администрация могла бы до конца проработать возможности оптимизации убыточных маршрутов и внедрить электронный билет, прежде чем повышать стоимость проезда.
Анатолий Дашкевич ответил, что первоначально администрация рассчитала тариф в размере 22 рублей и планировала с ним выйти на думу, однако позже величину повышения решили сократить. Он также рассказал, что во многих соседних с Пермью городах-миллионниках в этом году стоимость проезда превысила 20 рублей. А в Екатеринбурге обсуждается повышение тарифа до 26-28 рублей.
После непродолжительного обсуждения новый тариф был принят депутатами думы. «Это очень тяжелое политическое решение. Но в тоже время муниципалитет обязан обеспечивать функционирование транспорта. Мы понимаем, что растут цены на горюче-смазочные материалы, расходы на обслуживание и инфляция. Конечно, можно долгое время держать экономически необоснованный тариф, но в таком случае есть риск потерять транспортную систему. Понятно, что горожане не скажут нам спасибо за это решение. Но, гораздо больше гневных слов они скажут, если автобусы перестанут ходить по городу и жители отдаленных районов не смогут добраться до работы или больницы. Безусловно, хочется принимать только приятные и популярные решения, но необходимы и те, что позволяют функционировать основным городским системам», – прокомментировал решение председатель комитета по экономическому развитию, депутат Арсен Болквадзе.