Контрольно-счетная палата Перми проверила деятельность легальных автостоянок. Депутаты гордумы подчеркивают, что выявленный ущерб бюджету несопоставим с потерями от нелегального бизнеса. Как изменить ситуацию, думцы представляют смутно
На заседании комитета по городскому хозяйству Пермской думы аудитор контрольно-счетной палаты города Юрий Шомполов выступил с докладом о деятельности автостоянок. «КСП обследовала 93 легальные автостоянки – это примерно 43% от общего числа. Проверкой установлено, что 50 стоянок занимают площадь больше той, которая указана в договоре аренды. В общей сложности предприниматели заняли 4,4 тысячи лишних квадратных метров. В результате за год городской бюджет недополучил 2,6 млн рублей. Три участка, арендуемые под автостоянки, вообще не функционируют. Семь стоянок используются для продажи автомобилей с пробегом. Еще на двенадцати площадках оказывают услуги шиномонтажа, автомойки, продают автоаксессуары и т.д. При осуществлении этих видов деятельности ставка по арендной плате составляет 4,5% от кадастровой стоимости, а по факту предприниматели платят 1,5%, который предусмотрен для автостоянок. Ущерб бюджету в результате этого оценивается в сумму не менее 1 млн рублей в год, – рассказал он. Автостоянка по ул. Грузинская, 15, на 750 метров больше, чем по документам. Арендная плата за нее составляет за 1,2 руб. в год. Причина – низкая кадастровая стоимость участка (82 рубля), которая связана с разрешенным видом использования участка – «под зеленые насаждения», – привел аудитор конкретный пример.
По данным КСП, на территории Перми 214 автостоянок, на них можно разместить около 8,7 тыс. автомобилей – это примерно 3% от числа зарегистрированных машин. Арендные платежи по договорам с администрацией составляют 10 млн рублей в год. Собираемость платежей – 97%. Долги за аренду составляют 1,3 млн рублей.
«Вы ведь понимаете, что все сказанное – только вершина айсберга? – взял слово депутат Василий Кузнецов. Главное не то, как, где, и какими способами нарушают условия договоров те предприниматели, которые законным путем арендуют городские земли. Важнее то, что многие не платят в бюджет ни копейки. Мы считаем квадратные метры, когда квадратные километры абсолютно незаконно заняты темы, кто плевал на городские нормы и получают теневой доход. При этом у администрации и депутатов нет ни одного законного способа демонтировать хотя бы одну автостоянку: будки снова возникают на прежних местах. Вот так надо ставить вопрос. В отношении тех, кто где-то мухлюет и недоплачивает, но все-таки состоит в отношениях с городом, тоже надо принимать меры, но важнее найти правовую конструкцию, которая позволит навести порядок в целом», – высказался он.
«Полностью согласен, – поддержал коллегу Владимир Манин. В микрорайоне «Вышка-2» в течение четырех лет действует 20 автостоянок, и все они незаконные. Походишь к автостоянке, а ее владелец улыбается тебе в лицо. Он прекрасно понимает, что сегодня у него будку увезли, завтра он приехал, тысячу рублей заплатил, забрал ее, поставил на место и улыбается дальше. А потом ждать, пока территориальные органы власти снова раскачаются: выпишут предупреждение, предписание, найдут деньги на демонтаж… Замкнутый круг и ворох вопросов, и мы ничего с этим не делаем», – констатировал депутат.
«Ситуация одинакова как с рекламой, с мелкой розницей, так и с автостояками. Мы закручиваем гайки тем, кто заключает договоры, платит в бюджет. А надо наоборот дать тем, кто идет навстречу администрации, какие-то преференции. Чтобы всем остальным показать, что работать с городом выгодно. Нужно стремиться узаконить существующие форматы, предложить сотрудничество, а не заставлять предпринимателей прятаться от власти. Предложенная на сегодняшний день схема работы с автостоянками доказала свою несостоятельность. Надо анализировать, почему. В этом созыве мы, конечно, опять не успеем ничего решить», – добавил г-н Кузнецов.
Отметим, что на сегодняшний день организовать законную автостоянку в Перми не просто. Из тех немногих, кому удалось это сделать в 2015 году, больше половины добились получения земельного участка только через суд. «Вопросом занимаются три подразделения администрации: реестр ведет департамент экономики и промышленной политики, предоставляет земельные участки департамент земельных отношений (ДЗО), дает заключение о соответствии участка необходимым требованиям департамент градостроительства и архитектуры. За 2015 год в ДЗО поступило 53 заявления о предоставлении участка под автостоянку. В 48 из них – отказано. Основная причина – несоответствие места размещения стоянки градостроительным требованиям. В прошлом году заключено всего 10 договоров аренды участков для этой цели. Причем 6 из них – по решению суда», – рассказал Юрий Шомполов.По итогам обсуждения депутаты попросили городскую администрацию подготовить информацию о том, что сделано в последнее время для решения проблем с автостоянками. Вернуться к вопросу они планируют в марте.
Читайте также:Создать альтернативу платным парковкам в центре Перми можно только с помощью инвесторов, но бизнесмены не готовы строить паркинги, пока на них нет спроса