​Встречают без одежки

Продажи отдельных операторов одежды и обуви в Перми в прошлом году просели до 50%. Оптимизма насчет 2016-го участники рынка не испытывают

В 2015 году продажи ритейлеров одежды и обуви серьезно просели. Участники рынка оценивают падение оборота отдельных операторов в пределах 10-50% в течение года. Хуже всего пришлось маркам, работающим в сегменте «средний+» и выше, лучше – тем, кто ориентировался на массового покупателя.

По данным Пермьстата, за 2015 год продажи непродовольственных товаров в целом снизились на 14%. Оборот торговли ими составил 246,93 млрд рублей. По оценкам Елены Ждановой, директора УК «ЭКС» (управляет ТРК «СемьЯ» в Перми и Уфе), в рублевом эквиваленте снижения оборота продаж в целом на рынке одежды не наблюдается, однако положение дел у каждого оператора в серьезной степени зависело от бренда, политики, выбранной им. «У одних наблюдается снижение продаж, у других – рост, причем существенный. Если говорить о совокупном объеме реализации товаров, то в рублях снижения нет. Но структурно модель изменилась, произошло перераспределение покупательского спроса из более дорогих категорий в менее дорогие. Если рублевая масса покупок не выросла при увеличении цен, значит, количество проданных дорогих товаров уменьшилось», – отмечает Елена Жданова.

Аналогичная ситуация наблюдается и в сегменте интернет-покупок. По мнению аналитиков торговой b2b-площадки Allbiz, ни многочисленные санкции, ни, казалось бы, острая необходимость развивать внутреннее производство товаров, чтобы восполнить дефицит предложения, не смогли повлиять на покупательскую способность как граждан, так и бизнеса. «Резкий спад торговли, почти на 50%, произошел в апреле 2015 года. С середины апреля по декабрь ситуация в онлайн-продажах немного стабилизировалась, и объем внутренней торговли оставался на одном уровне, лишь в октябре и ноябре показав рост на 20% по сравнению с прошлым периодом. Снижение потребления коснулось и легкой промышленности – запросы в сегменте одежды, обуви и текстиля уменьшились на 22%, 11% и 33% соответственно», – рассказывают аналитики торговой b2b-площадки Allbiz.

Источник – данные торговой b2b‑площадки Allbiz


По их данным, доля запросов Пермского края в категории «одежда и обувь» в 2015 году составила всего 1% от общего спроса на эту категорию товаров в России. «При этом локальная рыночная тенденция точно повторяла общероссийскую: с мая по сентябрь рынок одежды и обуви «просел» и держался на нижней отметке. Во второй половине 2015 года спрос на одежду и обувь в Пермском крае снизился ровно на 50% по сравнению с первой», – констатируют аналитики торговой b2b-площадки Allbiz.


Во второй половине 2015 года спрос на покупку одежды и обуви в интернете упал на 50%.


Участники команды пермского магазина дизайнерской одежды Polytope отмечают, что в 2015 году и сейчас активно развивается низкий сегмент – это гигантские масс-маркеты (такие как Zara и H&M). Кроме того, за последний год появилось большое число российских производителей, которые активно развиваются, добавляют в Polytope.

Константин Копытов, директор управляющей компании «Столица Пермь», подчеркивает, что сейчас арендаторы распродают зимние коллекции, которые они закупали в конце лета, соответственно по более низкому, чем сейчас, курсу доллара. «Сейчас – все серьезно изменилось. Цены на летнюю коллекцию будут существенно выше. А средства у населения почти закончились, средний класс практически исчез. Остались маргинальные слои (сюда же «спускается» большая часть среднего класса). Что касается сегмента luxe, – те, кто приобретал такую одежду, почти не изменил своим привычкам», – считает Константин Копытов.

По оценкам Елены Ждановой, растут продажи одежды и обуви в сегментах «средний минус» и эконом-формат. «В среднем сегменте – все зависело от того, насколько сильным является бренд, успела ли компания сориентироваться по ценам и не допустить ухудшения качества. Те, кто вовремя «встроился», даже показывают рост. В большей степени оказались под ударом сегменты «средний плюс» и люксовые марки. Если учесть, что последние однозначно зависят от курса доллара и евро, то сейчас число людей, которые могут себе позволить покупать такую одежду, сократилось. Те, кто приобретал раньше вещи класса lux, стали это делать реже», – комментирует Елена Жданова.

«Цены поднимали все»

Участники рынка отмечают: цены на одежду и обувь выросли, в первую очередь, из-за роста курсов иностранных валют. В таких условиях ритейлеры либо поднимали цены на одежду в прямой зависимости от роста себестоимости, либо минимизировали удорожание товаров, переходя на более недорогие ткани, сырье. «Несмотря на то, что доля именно отечественных производителей одежды активно растет на рынке, к большому сожалению, в России отсутствуют фабрики и заводы, создающие хорошие ткани высокого качества, поэтому их приходиться закупать за границей. В итоге колебания валюты сказываются на конечной стоимости товаров. Мы стараемся использовать только итальянские ткани. Цены на них существенно выросли за последний год. Поэтому приходится поднимать цены в расчете на стоимость тканей», – рассказывают в Polytope.

Источник – данные торговой b2b‑площадки Allbiz


Стратегию в условиях роста курсов валют и себестоимости тканей и материалов каждый руководитель выбирает сам. «Производитель может либо оставаться в том же ценовом сегменте и предлагать товар более низкого качества или идти на риски, предлагая тот же уровень, но немного корректируя целевую аудиторию. Мы придерживаемся последнего», – добавляют участники команды магазина дизайнерской одежды Polytope.

Аналитик инвесткомпании «ТН-Капитал» Юлия Неяскина констатирует, что из-за валютных рисков некоторые небольшие торговые точки закрываются. Крупные же ритейлеры ввиду нестабильности курса рубля регулируют цену на одежду в ручном режиме, добавляет г-жа Неяскина. Елена Жданова отмечает, что цены на одежду и обувь «поднимали все», но не всегда это происходило на эквивалент увеличения себестоимости товаров. «Те производители, кто увеличил цены не в 2,5-3 раза, а в 1,5-2 раза, так или иначе отработали с коллекцией. В комплексе все поднимали цены, но большая часть ритейлеров также работала именно с «начинкой» коллекции, дизайном: заменили сырье (ткани, кожу и др.) на более доступное, стали ориентироваться на меньший средний чек», – поясняет Елена Жданова.

Без оптимизма

Эксперты отмечают, что 2016 год станет однозначно «не легче» прошлого. С одной стороны, цены на одежду и обувь продолжат рост, с другой – у людей будет оставаться все меньше средств на покупки. В этой ситуации в условном выигрыше окажутся массовые марки, которые получат покупателей, ранее одевавшихся в более дорогую одежду. Елена Жданова подчеркивает, что уже сейчас потребители стали более ярко реагировать на скидки и распродажи. «Особого оптимизма насчет 2016 года я не испытываю. В лучшем случае повторится ситуация прошлого года. Доходы участников рынка продолжат снижаться», – заключает Елена Жданова.

Константин Копытов полагает, что число покупок и их объем продолжат сокращаться. «Этот кризис надолго. Я не верю, что за год удастся вернуть позиции, поскольку те экономисты, которые говорили о прохождении «дна», мягко говоря, лукавили. Биржевые индексы на валюту, нефтяные котировки говорят об обратном. Потребление товаров и услуг будет неуклонно снижаться, возможно, оно стабилизируется на каких-то минимальных показателях: люди не могут полностью отказаться от покупок одежды и обуви, но не знаю, какого качества и по какой цене. Но периодичность и величина потребления, безусловно, сократятся», – полагает Константин Копытов.


Спонтанные покупки вещей и шикарных платьев «на один выход» сократятся.


По оценкам магазина дизайнерской одежды Polytope, поведение покупателей Перми в целом изменилось не только из-за роста цен. «Произошло перенасыщение рынка одежды, сейчас потребитель обращает внимание не только на фасон одежды, но и на ее качество. В этой связи особым спросом пользуются многофункциональные и универсальные вещи», – рассказывают в Polytope.

Юлия Неяскина напоминает, что рынок одежды подвержен сезонности. «Основной объем покупок приходится на смену сезона – в России их четыре, что позволяет создавать 4 раза в год скачок спроса. И учитывая то, что доля импорта одежды в России составляет около 85%, а также продолжение валютных колебаний, в 2016 году можно ожидать роста цен на одежду до 20%.

Вероятнее всего, в 2016 году мы будем наблюдать увеличение спроса на товары из более низких ценовых категорий и, как следствие, рост объемов данной продукции на прилавках магазинов», – полагает Юлия Неяскина.

По прогнозам магазина дизайнерской одежды Polytope, спросом в 2016 году будут пользоваться более утилитарные и практичные вещи, которые можно сочетать друг с другом. «Спонтанные покупки вещей или шикарного платья на один выход сократятся. Больше продаж будет во время скидок», – полагают в Polytope.