Игорь Вячеславович, по нашей информации, на этой неделе у вас прошла серия встреч и совещаний, где обсуждалась проблема уборки снега с городских улиц. Расскажите о решениях, которые были приняты.
– Это отнюдь не вопрос последней недели, тема содержания городских улиц – одна из наиболее актуальных на протяжении всей зимы. Совещания, заседания штаба по благоустройству, рейды депутатской комиссии – используется весь инструментарий.
Всем очевидно, что город убирается плохо, особенно тяжелая ситуация с тротуарами и междворовыми проездами. К сожалению, механизмы контроля за подрядчиками, которые есть у районных администраций, на деле не работают.
Мною принято решение не выплачивать премию по итогам января главе администрации Дмитрию Ивановичу Самойлову. Причина – плохая уборка снега. Я также отказался от премии. В понедельник у меня на аппаратном совещании я обозначил свою позицию: считаю, что должны быть приняты меры и в отношении сотрудников администрации, непосредственно отвечающих за городское благоустройство. Как вы знаете, в четверг были объявлены выговоры заместителю главы администрации Анатолию Дашкевичу и руководителям трех районов Перми.
Напомню, что еще 10 февраля депутатская комиссия по дорогам и благоустройству объехала город и по итогам ревизии признала исполнение подрядчиками контрактов по уборке улично-дорожной сети Перми неудовлетворительной.
Может быть, это объективные проблемы, и всему виной недостаток финансирования этой отрасли городского хозяйства?
– Не соглашусь с вами. В месяц подрядчикам выплачивается до 100 млн руб. На самом деле финансируется отрасль стабильно, также есть вся необходимая нормативная база по обеспечению содержания сети (соответствующее решение думы принято еще в 2008 году). Но система контроля за исполнением требований и применение мер ответственности сегодня раз за разом дают сбой. Поэтому и нет результата, который удовлетворял бы жителей. Я дал поручение проанализировать ситуацию, затем сделаем соответствующие выводы.
Можете привести несколько примеров?
– Сегодня оплата работы подрядчика зависит от содержания объекта в целом, оценка качества уборки отдельных элементов не предусмотрена. В результате начисляется некий средний балл за общее состояние.
Далее, оценка содержания дорожной сети и соответственно оплата работ определяется в зависимости от количества объектов, включенных в муниципальных контракт, а не от их площади. Например, один из муниципальных контрактов в Ленинском районе: количество объектов 1-3 категории - 26%, а 4-й категории и внутриквартальные проезды -74%. Исходя из их количества и выставляется оценка. Но если смотреть по площадям про этому же муниципальному контракту: 90% площади -объекты 1-3 категории и только 10% объекты 4 категории и внутриквартальные проезды. В итоге и получается, что можно хорошо вычистить небольшую часть территории, к остальному отнестись формально – и все равно получить высокую оценку и полную оплату из бюджета. Плюс размер снижения стоимости выполненных работ в интервале оценок от «5» до «4» столь незначителен, что не стимулирует подрядчиков на качественное выполнение.
Система оценки, на мой взгляд, должна быть комбинированной: учитывать не только качественные, но и количественные факторы. Чтобы заинтересовать подрядчика вывозить снег, нужно заставить его отчитываться и конкретным количеством тонн, убранных с городских улиц.
Теперь по поводу контроля: ранее было принято решение о децентрализации этих функций, в итоге районные МКУ по благоустройству превратились в одном лице и в заказчика, и в контролера уличной уборки. Но так быть не может. Да, на городском уровне есть инспекция по контролю, однако в ее штате всего 8 человек, которые отвечают за более чем 10 направлений. То есть централизованного надзора за исполнением подрядчиками контрактных обязательств фактически нет.
В свое время было принято решение об укрупнении лотов для выдавливания с рынка мелких компаний, которые не в состоянии качественно выполнять свои работы. Эта мера помогла?
– Количество подрядных организаций сократилась более чем в два раза – с 26 до 12. Но фактически на рынке ничего не изменилось, компании никуда не ушли, а теперь работают в качестве субподрядчиков. Одновременно появился риск монополизации рынка.
Если помните, в свое время мы перешли и на долгосрочные контракты, предполагая, что такое решение позволит компаниям лучше прогнозировать свой бизнес, инвестировать в приобретение современной техники и т.п. Оправдался ли этот шаг? Скажем честно, однозначных оценок нет. Аналогичная ситуация с использованием современных противогололедных материалов – на дворе 21-й век, а мы все лопатой из машины песок разбрасываем.
Или еще одна тема, что мешает организовать бесплатный прием снега на городском полигоне? Думаю, текущие расходы по его содержанию бюджет вполне мог бы взять на себя.
Вопросов много, не случайно уже по итогам выезда депутатской группы был дан ряд поручений администрации. Сейчас мы готовим специальное совещание, где планируем обсудить все проблемы, оно состоится уже на следующей неделе. Наша задача – выявить болевые точки и изменить ситуацию. Особенно важно это в преддверии объявления конкурсов и подписания новых трехлетних контрактов с подрядчиками.
Как Вы смотрите на активность общественных организаций, которые оценивают качество уборки?
– И не только общественники, но и прокуратура, ГИБДД заявляют о проведении контрольных мероприятий в этой сфере. Лично я оцениваю это только положительно, любой контроль стимулирует подрядчиков на повышение качества работы.
Еще одна актуальная тема – ямы на дорогах. Сейчас, как грустно шутят в социальных сетях, вместе с таянием снега с улиц исчезает и асфальт. Что предпринимают власти для решения проблемы?
– Этот вопрос обсуждался на январском заседании думы, мы приняли решение дополнительно на ремонт дорог направить 225 млн рублей: 100 млн в 2016 году и 125 млн в 2017-м. Деньги пойдут как раз на решение проблем, о которых вы говорите. Всего будут отремонтированы полтора десятка объектов. На ближайших заседаниях думы планируем еще изыскать дополнительные средства – до 200 млн рублей.