Финансирование спортивных команд из бюджета сегодня определяется лоббизмом и традициями, а должно четкими критериями и прозрачными правилами
Выигрыш «Пармы» Кубка России по баскетболу может внести очень существенные коррективы в финансирование профессионального спорта в Пермском крае. Баскетболисты сделали серьезную заявку на признание «Пармы» главной командой региона, и губернатор Виктор Басаргин публично поддержал эти амбиции.
Последний раз трофей столь высокого уровня завоевывался пермяками в 2004 году. Тогда «Урал-Грейт» выиграл Кубок, победив в финале ЦСКА. За последующие 12 лет в игровых видах спорта единственным аналогичным успехом была кубковая победа «Пермских медведей» в 2014 году. Но все же это был только гандбол, при всем уважении к столь прекрасному виду спорта.
Ни для кого не секрет, что команды в Перми существуют только за счет поддержки бюджета. Да, заявляется о формуле 50 на 50, когда половина идет из казны, а вторая обеспечивается спонсорами. Но на деле бюджет и дает деньги, и выступает гарантом существования клуба. Саму идею финансирования из краевой казны мы в данном случае не обсуждаем, но механизм предоставления средств как минимум достоин дискуссии.
Главный редактор Business Class Вадим Сковородин
В 2016 году на поддержку спортклубов запланировано 400 млн рублей, традиционно наибольший транш получает «Амкар», затем следуют «Молот» и «Парма». Но почему порядок именно такой? Казалось бы, ответ очевиден: футболисты выступают в премьер-лиге, а хоккеисты и баскетболисты на уровень ниже. Но является ли этот критерий единственным? Например, посещаемость «Амкара» неуклонно падает весь сезон, даже матч с ЦСКА (лидером чемпионата) собрал на «Звезде» только 5 тысяч болельщиков. Да, волею календаря поединок состоялся 3 декабря, но и в октябре посмотреть на «Динамо» пришли немногим больше зрителей – 6 тысяч. У «Молота» с болельщиками еще сложнее, в протоколах домашних матче в 2016 года стабильно значатся 1,5 тысячи зрителей (эта стабильность, кстати, тоже навевает сомнения в корректности подсчетов). А каким образом при распределении средств учитывается наличие людей на трибунах? А численность детей, занимающихся конкретным видом спорта, или пермяков в составе команды? Реальность выхода на европейскую арену? Лояльность федерального спонсора, болельщика либо журналиста к тому или иному пермскому бренду? Может, стратегически правильнее создать команду по керлингу и вывести ее на мировой уровень? Абсурд? Согласен, но ведь никто эту ситуацию не анализировал.
Заявления о том, что в профессиональном спорте региона грядут перемены, делались уже не раз, последним с подобными идеями выступал премьер-министр правительства Геннадий Тушнолобов. Но пока реальных движений не было, и все шло своим чередом. В условиях жесткой финансовой ситуации тема выработки критериев поддержки становится предельно актуальной. Если клубы не могут жить в условиях рынка, то пусть хотя бы деньги из бюджета получают в конкурентной борьбе и по правилам, озвученным публично. Конечно, соревноваться в лоббизме и в умении бороться под ковром проще, чем честно и прозрачно доказывать право на государственную поддержку. Но только такой путь обеспечит эффективное расходование средств денег из бюджета, коль уж в Прикамье именно так помогают спортивным командам.