Кризис рынка минеральных удобрений и экономическая ситуация могут негативно повлиять на выполнение инвестпрограммы «Уралкалия»
Кризисные явления на мировом рынке минеральных удобрений непосредственно касаются одного из крупнейших налогоплательщиков Пермского края – ПАО «Уралкалий»: снижение цен на хлоркалий в Бразилии, отсрочка китайских и индийских контрактов, высокая закредитованность предприятий, планируемый ввод новых производств. Как следствие – крупные компании, в том числе «Уралкалий», снижают объемы выпуска удобрений, падает прибыль. Существующие экономические проблемы вполне могут повлиять на сроки и ход реализации инвестпрограммы прикамского предприятия, считают специалисты.
Больше калия…
Как ранее заявляли в «Уралкалии», в расширение мощностей предприятия планируется инвестировать около 300 млрд рублей. По планам компании, к 2020 году годовые объемы производства вырастут до 14,4 млн тонн хлоркалия. Кроме того, за счет реализации проекта Половодово (строительство горно-обогатительного комбината) мощности предприятия могут вырасти до 17,2 млн тонн в год.
…и ниже цены.
За последнее время, как пишет «Интерфакс», спотовые цены на хлоркалий в Бразилии упали до минимумов с 2007 года – $210-220 за тонну. Причины – низкий сезонный спрос и откладывание закупок импортерами в ожидании китайского контракта. Аналитик «ВТБ Капитал» Кевин Уайт полагает, что с учетом котировок на других рынках цена для Китая по новому контракту может снизиться почти на $100 за тонну по сравнению с прошлым годом – с $315 до $220 за тонну.
По словам аналитика Райффайзенбанка Константина Юминова, цены в Бразилии падают под влиянием нескольких факторов, один из них – отсутствие спроса на других рынках. «В Китае высокие запасы, Индия прекратила импорт и не выбрала 1,5 млн тонн твердых объемов по действующим контрактам, в Северной Америке сезон еще не начался, а тендерный сезон в Юго-Восточной Азии уже завершился. Продукт некуда перенаправить, и производители, чтобы продавать в Бразилии, вынуждены снижать цены», – заявил он «Интерфаксу».
Г-н Юминов считает, что переговоры с Китаем по новому контракту могут начаться в марте. Напомним, китайские импортеры хлоркалия, затягивая переговоры по новым контрактам, надеются добиться снижения цены. В «ВТБ Капитал» высказывают мнение, что рынок находится в ожидании китайского договора, спрос начнет восстанавливаться, когда его подпишут. «За контрактом должна последовать стабилизация цен, однако фундаментально ввод новых мощностей в долгосрочной перспективе продолжит давить на котировки», – добавляет Кевин Уайт.
Основные производители хлоркалия на фоне слабого спроса уже заявили о корректировке производственных планов. Канадская Potash Corp., в январе объявившая о закрытии рудника Picadilly, решила приостановить еще два рудника на месяц с 20 марта. «Белорусская калийная компания» собирается уменьшить объемы экспорта калия в первом квартале примерно на 30%. «Уралкалий» тоже может сократить годовые объемы производства до 10,5 млн тонн хлоркалия, сообщал «Интерфаксу» источник в компании. В 2015 году выпущено 11,4 млн тонн удобрений, а в 2014-м, напомним, – 12,1 млн тонн.
Уменьшение объемов производства при снижающейся цене повлечет за собой ухудшение финансовых показателей. Напомним, что на протяжении нескольких лет «Уралкалий» и без того показывает не самые лучшие результаты, выручка и чистая прибыль уменьшаются, а по итогам 2014 года предприятие получило 631 млн долларов чистого убытка.
Осторожные прогнозы.
Нельзя забывать и о высокой закредитованности предприятия. Общий долг общества оценивается примерно в 6-7 млрд долларов. В апреле 2015 года «Уралкалий» привлек синдицированный кредит от 8 иностранных банков в размере 530 млн долларов с опциональным повышением до 800 млн долларов. В сделке участвовали ING Bank N.V., Росбанк и Societe Generale Corporate & Investment Banking, Natixis, JSC Nordea Bank, Commerzbank AG, Industrial Commercial Bank of China, China Construction Bank и IKB. Позднее «Уралкалий» договорился об увеличении объема синдицированного кредита до 655 млн долларов.
В сентябре того же года невозобновляемую кредитную линию на 1,5 млрд долларов компании открыл Сбербанк (на 5 лет). Также «дочка» общества «Уралкалий-Технология» по сделке РЕПО с «ВТБ Капитал» привлекла 800 млн долларов. Банку были переданы в залог 370 млн 123 тыс. 777 акций. Полученные средства передали Enterpro Services Ltd для выкупа калийных акций в рамках программы buyback. В январе 2016-го «Уралкалий» заявлял о планах привлечь в Сбербанке еще две линии с общим лимитом 3,9 млрд долларов под залог 20,1% своих акций.
Казалось бы, на этом фоне логичным выглядело бы если не сокращение инвестпрограммы, то замораживание на некоторое время ее отдельных проектов. В этом случае компании целесообразнее было бы сосредоточиться на проектах по расширению действующих мощностей. Но есть сразу несколько обстоятельств.
Гендиректор ИК «Финансовый дом» Юрий Гаврилов говорит, что перед «Уралкалием» остро стоит вопрос наращивания производственных мощностей. После частичного затопления рудоуправления Соликамск-2 риск полной потери базы этого рудника остается, подходят к концу запасы СКРУ-1, поэтому «Уралкалий» вынужден разрабатывать новые проекты.
Надеяться на быстрое восстановление цен на калий не приходится. Однако, учитывая достаточно высокую маржинальность калийных компаний и себестоимость удобрений, реализовать инвестпрограмму предприятие в каком-то виде может, считает эксперт. «Надо учитывать и другую тенденцию: в отрасли реализуются новые проекты, планируются к запуску новые мощности в Канаде, на «Еврохиме» и «Акроне», планирующим вести добычу по соседству с «Уралкалием». Будет ли такое наращивание мощностей положительно воспринято рынком? – задается вопросом г-н Гаврилов. – Перед руководством предприятия встает вопрос целесообразности высокой скорости реализации инвестпрограммы. Ответ неочевиден. Вполне возможно, что срок будет увеличен».
Таким образом, мы видим две разнонаправленные тенденции, влияющие на «Уралкалий» и резко сокращающие для компании пространство для маневра. С одной стороны, компенсация выбывших и выбывающих мощностей и необходимость в инвестициях, с другой – давление на рынок со стороны других производителей, планирующих ввод дополнительных мощностей, и беспрецедентно сложная ситуация с ценами на калий на ключевых рынках потребления. Иными словами, финансировать глобальную инвестпрограмму на 300 млрд рублей придется на фоне резкого падения выручки.
Да, излишне оптимистичными быть не стоит, уверен портфельный управляющий «Кастом Кэпитал» Григорий Бурлуцкий. Несмотря на то, что рыночные цены на калий уже держатся вблизи 200 долларов, ситуация в этом секторе до сих пор неопределенная из-за того, что одни из основных потребителей удобрений в мире – Индия и Китай – пока откладывают подписание новых контрактов. «Уралкалий» вряд ли лишится контрактов в Индии и Китае, но цена или объем по новым соглашениям могут значительно снизиться. «Такое снижение, разумеется, приведет к сокращению выручки и рентабельности, но нельзя определенно сказать о том, насколько негативно это скажется на инвестиционной программе компании», – добавляет Григорий Бурлуцкий.
Финансовые эксперты осторожны в своих прогнозах. Сегодня никто из них не может быть уверен в сокращении объема или увеличении срока реализации инвестпрограммы калийщиков. Однако про такую возможность все же не стоит забывать. Как показывает мировая практика, снижение выручки и прибыли часто ведет к сокращению расходов и коррекции инвестиционных планов. Ясно и то, что финансовые результаты не скоро будут радовать акционеров, поскольку для удержания компанией своих лидерских позиций инвестиции все-таки нужны и деньги на их реализацию нужно где-то брать. «Уралкалий» эти вопросы оставляет без комментариев.