​Душа лежит, огонь горит

Пермский край считается одним из регионов-лидеров в развитии франчайзинга в России. Эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка в Прикамье, несмотря на ситуацию в экономике

По оценкам экспертов, в кризис франчайзинговые модели ведения бизнеса более устойчивы. «Статистика говорит о том, что через пять лет деятельности бизнес, созданный по формату франчайзинга (купил франшизу и стартовал), выживает в 85% случаев, тогда как проекты, запущенные и работающие самостоятельно – только в 14-15%. В кризис люди рискуют меньше, но все равно работают, организовывают свой бизнес. Поэтому из числа общих стартов в кризис – преобладают те, кто покупает франшизу», – говорит Юлия Богушевская, генеральный директор ООО «Франчайзинг-Интеллект», руководитель проекта «Пермская франшиза».

Личные качества.

Наталья Пьянкова, генеральный директор ООО «ДКМ», управляющая проектом «СТАЛО МАЛО», также подчеркивает, что вероятность успешной работы в случае запуска бизнеса по франшизе выше. «Франшиза предполагает наличие стандартов ведения конкретного бизнеса, а именно: набор юридических документов, технологии работы в системе учета, процесса производства товара или услуги, продвижение и маркетинг, а также сопровождение на этапе запуска и оперативной деятельности предприятия. Соответственно, существенно снижаются затраты на этапе старта и продвижения. Кроме того, если бренд раскручен, узнаваем, это само по себе дает поток клиентов буквально с первого дня», – отмечает Наталья Пьянкова.


Наиболее популярной сферой для запуска бизнеса по франшизе является сегмент общественного питания.


Аналогичной точки зрения придерживается Ирина Чирва, основатель Европейской сети женских клубов ТОНУС-КЛУБ®: «Работая с франчайзером по стандартам, выработанным с годами и опробованным на множестве предприятий сети, бизнес практически полностью застрахован от неверных шагов. Все ошибки уже совершены ранее».

По мнению Ольги Киселевой, руководителя, директора по развитию сети фитнес-клубов World Gym в России, в условиях экономического кризиса именно франчайзинг стал в России одним из наиболее действенных и очевидных инструментов для возникновения и развития нового бизнеса. «Согласно статистике, из общего числа открытых самостоятельных проектов в первые два года закрываются 80%. Однако во франчайзинге эти цифры на порядок меньше».

Ольга Киселева, руководитель, директор по развитию сети фитнес-клубов World Gym:
– Каждый год в России появляются примерно сотня новых франшиз, а всего в стране около 40 тысяч точек франчайзинга. По прогнозам Российской ассоциации франчайзинга, к 2020 году в стране будут работать около 200 тыс. точек продаж и услуг, управляемых франчайзи, а к 2025 году их количество может достичь 400 тыс., что, в свою очередь, создаст от 4 до 5 млн новых рабочих мест. Финансовые показатели рынка франчайзинга могут составлять, по прогнозам РАФ, от 5 до 10% ВВП (для сравнения: в США на предприятиях, работающих по франчайзингу, заняты 11 млн человек в 90 отраслях, доля в ВВП страны – около 10%).

Директор детской футбольной школы «Юниор» Александр Семенцов обращает внимание, что не все франчайзи готовы вести бизнес. «Франшиза – это упакованная чужая идея, и франчайзер уберегает своих франчайзи от «подводных камней» бизнеса. Однако вместе с тем приходится принимать чужие правила ведения бизнеса. Но не все франчайзи это понимают. По нашему опыту, единственная причина неудачи футбольной школы – нежелание человека развивать свой бизнес. Чтобы избежать этого, нужно выбирать франшизу, к которой лежит душа и которая зажигает в глазах огонь», – рассказывает Александр Семенцов.

Франчайзинговый бум.

По оценкам экспертов, Пермский край – один из лидеров рынка российского франчайзинга. По словам Юлии Богушевской, официальная статистика по количеству франшиз не ведется, существует лишь экспертная оценка – как количественная, так и качественная. «В России на рынке франчайзинга на сегодня представлено 900-1000 франшиз. В Пермском крае порядка 30 франшиз продаются, в процессе создания еще около 50 проектов. То есть регион занимает 3%, а в ближайшей перспективе достигнет и почти 10% российского рынка. Совместно с министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края нам удалось создать коммуникационную площадку «Пермская франшиза», где мы и занимаемся популяризацией и продвижением франчайзинга в регионе», – комментирует Юлия Богушевская.

Первый франчайзинговый проект пришел в Прикамье более 20 лет назад. Им стала мини-фотолаборатория «Кодак Экспресс», открытая компанией «Алендвик». Впоследствии по франшизе компанией были открыты сеть кафе-мороженое «Баскин Роббинс» и сеть быстрого питания «SFC Express».

Юлия Богушевская, генеральный директор ООО «Франчайзинг-Интеллект», руководитель проекта «Пермская франшиза»:
– Среди успешных пермских проектов – «Пельмешки да вареники», городское кафе «La Vache cafe», детская комиссионка «Стало Мало», ДДЦ «Аистенок», фитнес-клуб «BodyBoom», ОЦ «Коррат», проект вертикального озеленения «Лафасад» и другие. Это моя гордость, пермские франчайзеры. Большое количество франшиз, купленных и стартовавших в Перми, – это тоже успешные пермские предприниматели-франчайзи. Среди них можно назвать: «Subway», «Killfish Discount Bar», «Coffeeshop Company», «Цыплята по Английски», «Баскин Роббинс», «Шоколадница»,«33 пингвина», «Этажи», «Glance», «Красный куб» и другие.

По словам Ольги Киселевой, в Перми рынок франчайзинга активно стал развиваться с начала 2000-х годов, когда первые пермские компании начали работать с применением этого инструмента бизнеса. «Тогда открытия бизнеса по франчайзинговой модели в Перми были единичными, но уже к 2012 году эта сфера переживала бурный рост: количество франшиз на пермском рынке составляло несколько десятков, а предприниматели ощутили преимущества этого способа ведения бизнеса. Именно тогда эксперты начали говорить о региональном франчайзинговом буме в Пермском крае. Создавались отраслевые объединения, состоялось открытие первого «Магазина франшиз», в котором предприниматели могли получить консультацию и информационную поддержку, выбрать одну из перечня аккредитованных франшиз и получить банковский кредит на ее приобретение», – отмечает Ольга Киселева.

Общепит, детство и услуги.

По оценкам экспертов, наиболее популярной сферой для запуска бизнеса по франшизе является сегмент общественного питания. «Это связано еще с тем, что на российский рынок быстро зашло большое количество иностранных франшиз из сферы питания. Сейчас в России насчитывается около 7000 франчайзинговых точек. Предприятия общественного питания самых разных форматов (фастфуд, бары, кафе-мороженое), с невысоким средним чеком и уровнем инвестиций до 5 млн рублей, демонстрируют самый большой рост количества и, скорее всего, именно они продолжат демонстрировать неплохие результаты, несмотря на кризисное время», – рассуждает Наталья Пьянкова.

На втором месте, по оценкам специалистов, – проекты, связанные с товарами и услугами для детей (продажа одежды, детские медицинские, образовательные, развивающие и развлекательные центры).

По словам Ольги Киселевой, еще одно направление, которое популярно у франчайзи и востребовано на рынке, – сфера красоты и здоровья: салоны красоты, фитнес-студии и клубы. «В частности, сетью World Gym пермский рынок рассматривается как один из приоритетных в отношении запуска новых клубов», – добавляет г-жа Киселева.


Основной недостаток франчайзинговой модели – жесткий регламент действий для предпринимателя.


Ирина Чирва констатирует, что сегодня самый большой выбор франшиз представлен в сфере услуг, так как она нематериальна и зависит в большей степени от человеческого капитала. «Бизнесы, основанные на импорте (например, торговля), могут быть менее успешными и более подвержены кризису из-за своей низкой маржинальности. А услуги – это прежде всего идея и успешное ее воплощение при минимальных затратах на оборудование и расходные материалы. Франшизы в сфере общественного питания очень часто сталкиваются с ограничениями, проверками и запретами, а бизнес в медицинском сегменте требует соответствующего лицензирования», – считает Ирина Чирва.

По словам Юлии Богушевской, есть сферы, где невозможно создать успешную и устойчивую франшизу. Речь идет о бизнесах, которые либо трудно стандартизировать и регламентировать, а также тех, где все процессы завязаны на конкретных личностях или региональных «фишках» и тиражированию не подлежат. Александр Семенцов отмечает: чтобы создать успешную франшизу, надо понимать, почему именно по такой схеме бизнес будет привлекателен для людей. «Например, зачем покупать франшизу кофе на вынос, если можно вложить деньги на покупку хорошей кофе-машины и открыть ноунейм точку в проходном месте? Однозначно не каждый бизнес подходит для франчайзинга. Это нужно понимать как тем, кто планирует быть франчайзером, так и тем, кто хочет приобрести франшизу», – объясняет Александр Семенцов.

Недорегулировано

Эксперты отмечают: основной недостаток франчайзинговой модели – жесткий регламент действий для предпринимателя. «Такой формат не оставляет бизнесмену простора для самовыражения. Если начинающий предприниматель хочет свободно и независимо воплощать в жизнь свои собственные идеи, то бизнес по системе франчайзинга не для него», – считает Ирина Чирва.

Юлия Богушевская к «минусам» запуска бизнеса по франшизе, кроме «ограничения собственных инициатив предпринимателя», называет также необходимость полной прозрачности бизнеса: отчетности, контроля, постоянных коммуникаций с франчайзером и партнерами-франчайзи в сети. «Вообще для всего мира это нормально, но в России этот факт предприниматели стабильно называют недостатком – таков уж наш менталитет», – признается Юлия Богушевская. По ее словам, к числу недостатков относятся возможное удорожание товаров, услуг, поставляемых франчайзером (что бывает далеко не всегда), а также зависимость от финансовой устойчивости франчайзера и от добросовестности партнеров-франчайзи, в том числе и в части соблюдения корпоративной этики.


Наиболее востребованы концепции с объемом инвестиций до 3 миллионов рублей.


Еще один негативный момент связан с отсутствием законодательного регулирования рынка франчайзинга и, как следствие, появление компаний-пустышек. «В странах, где франчайзинг как механизм существует давно, законодательством регулируется полностью вся процедура создания, функционирования и реализации пакета коммерческой концессии. Кроме того, существуют довольно большие пошлины на вхождение в этот рынок. В России же практика слишком мала и законодательно не урегулирована, потому франшизу создать может любой желающий без особых ограничений на написание стандартов, достаточно иметь зарегистрированный товарный знак. Здесь появляется и негативная сторона такого быстрого роста – появление франшиз-пустышек, имеющих только товарный знак (кстати, не всегда зарегистрированный должным образом) и описание идеи. За красивой обложкой и многословием нет бизнес-процессов и грамотного юридического пакета, нет стратегического плана маркетинга», – рассказывает Наталья Пьянкова и подчеркивает: судебная практика в этой области пока также ничтожна. Если по лицензионным договорам достаточно много споров решается в суде, то по договорам коммерческой концессии – единицы, так как эти споры относятся к уголовному праву, добавляет г-жа Пьянкова.

Ольга Косец, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», видит основную проблему развития франчайзинга именно в отсутствии соответствующих норм закона (подробнее – см. вставку). «Сегодня любой предприниматель может объявить себя франчайзинговой компанией и начать тиражировать свою далеко не отработанную модель ведения бизнеса. Зачастую это мелкие компании по продаже неизвестных продуктов и услуг, которые предлагают за 600 тысяч открыть хостел, за 200 тысяч организовать мойку автомобилей, за 100 тысяч купить вендинговый аппарат с детскими играми. В первую очередь любой стартапер должен понимать, что продают вам всего лишь часть знаний об открытии бизнес-проекта. Фактические траты всегда превышают заявленные инвестиции в несколько раз. За конечный результат ответственности, кроме предпринимателя, никто не несет. Деньги уйдут в чужой карман, доказать, что его обманули, будет сложно, если вы не подписали тот самый договор о коммерческой концессии и не зарегистрировали его в юстиции. За что тогда платить франчайзи? Вот как раз за этот договор, и к его заключению необходимо подойти с особым пристрастием и привлечь опытных специалистов для анализа и рекомендаций. В договоре будут указаны не только торговая марка, которая не всегда имеет авторские права, это будет не просто договор поставки продукции, а вам будет продана модель бизнеса с успешными маркетинговыми решениями», – поясняет Ольга Косец.

Ольга Косец, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди»:
– Красивое и загадочное слово «франчайзинг» используют все кому не лень. К сожалению, в России подобную деятельность регулирует только 54-я глава Гражданского кодекса «Договор коммерческой концессии». Понятийный аппарат, учитывающий международную и российскую практику работы в сфере франчайзинга и включающий такие понятия, как «франчайзинг», «договор франчайзинга», «франшиза», «франчайзер», «франчайзи», законодательно не закреплен. Экспертами общественной организации МОО «Деловые люди» в 2013 году был подготовлен законопроект «О франчайзинге», группой депутатов он был внесен на рассмотрение в Государственную думу. Но он не был одобрен правительством, то есть этот массово развивающийся сегмент в сфере малого бизнеса, остается плохо защищенным.

До трех миллионов.

Несмотря на общий спад в экономике, эксперты прогнозируют рост рынка франчайзинга в Прикамье. По словам Юлии Богушевской, сегодня в процессе формирования собственной франшизы в нашем регионе сегодня находятся около 50 пермских компаний, многие другие – об этом серьезно размышляют. «Пермский край сейчас находится в форвардах франчайзинга в плане появления интересных и новых моделей, хотя всегда их родиной считалась Тюмень. Министерство промышленности Пермского края и Фонд поддержки предпринимательства реализуют программу по развитию франчайзинга в регионе. Это делает достижение многих целей реальным и быстрым, работает проект Пермская франшиза, объединяющий франчайзеров и франчайзи, а также желающих ими стать», – рассказывает Наталья Пьянкова.

Ирина Чирва говорит о высоком интересе к франшизам именно в Перми: только за 2015 год в регионе при поддержке РАФ прошли три крупных мероприятия, посвященных франчайзингу. «По оценкам многих экспертов, Пермский край занимает лидирующие позиции по развитию франчайзинга среди российских регионов. Нельзя не отметить активное развитие локальных пермских франшиз и высокий интерес к компаниям федерального уровня. Мы регулярно получаем заявки на приобретение франшизы ТОНУС-КЛУБ® из Пермского края, так как два клуба, которые работают на сегодняшний день в Перми, явно не обеспечивают все потребности города-миллионника. Сейчас мы активно ведем переговоры с потенциальными франчайзи и планируем до конца 2016 года как минимум удвоить количество клубов, работающих в этом городе.

Ольга Киселева полагает, что наиболее успешными сегодня и в ближайшем будущем окажутся концепции, которые как можно меньше «завязаны» на зарубежные поставки, не предполагающие значительных выплат роялти в валюте. Помимо сферы быстрого питания (фаст-фуд) и продуктовых сетей эконом-класса будет расти медицинский сегмент, сфера красоты и здорового образа жизни (салоны красоты и фитнес-сети) и сегмент услуг первой необходимости.

Так, например, особо успешен медицинский франчайзинг. Сфера платных медицинских услуг развивается даже более быстрыми темпами, чем российский рынок франчайзинга в целом. Он растет на 20-23% ежегодно и, по прогнозам, к концу 2017 года увеличится почти в два раза.

Для пермского рынка франчайзинга, как и в целом для всероссийского, 2016-й однозначно станет годом роста. Самые перспективные отрасли для франчайзинга в этом регионе – это платные медицинские услуги, недорогие развлечения и фитнес-центры. Наиболее востребованными среди потенциальных франчайзи будут концепции, требующие инвестиций до 3 миллионов рублей.

Александр Семенцов прогнозирует, что вместе с ростом популярности модели франчайзинга на рынке произойдет сокращение тех предложений, которые не могут предложить качественный продукт. «В условиях кризиса люди тщательнее подходят к выбору бизнеса и обращают внимание на зарекомендовавших себя игроков, лидеров рынка. Вторым важным фактором выбора франшизы является срок окупаемости инвестиций: чем быстрее вернутся деньги, тем она привлекательнее», – рассуждает г-н Семенцов.


Что и сколько:

Business Class, основываясь на данных портала БиБосс.ру, проанализировал несколько франчайзинговых моделей (были выбраны лидеры рейтинга ТОП-100 франшиз в отраслях «кафе и рестораны», «детские франшизы» и «спорт, здоровье и красота»).