Объем инвестиций в проект оценивается в семь миллиардов рублей
На минувшей неделе ПЗСП презентовал проект реновации территории бывшего завода смазок и СОЖ (ограничена улицами Куйбышева, Яблочкова, Солдатова и Саранская). Девелопер намерен застроить площадку жильем, а также возвести торговый центр и вспомогательные помещения. Алексей Дёмкин, директор по продажам ПЗСП, отметил, что рассматриваются несколько вариантов размещения объектов на территории. Общий выход площадей может составить от 150 до 220 тыс. кв.м. (торговый центр займет 8 тыс. кв.м). «Объем инвестиций при минимальном объеме в 150 тыс. кв.м. составляет порядка 7 млрд рублей. Полагаю, что в стройку мы не выйдем раньше, чем через полтора-два года. Общий срок освоения площадки – от начала строительства первого объекта до сдачи в эксплуатацию последнего – может занять до 10 лет», – рассказал Алексей Дёмкин.
Александр Черепанов, директор по подготовке строительства ПЗСП, в рамках Градсовета при Пермской гордуме рассказал, что площадка имеет ограничения в виде санитарно-защитных зон предприятий, расположенных рядом, и самого завода СОЖ. «Сегодня ведем работу по снятию некоторых ограничений, поскольку предприятие, для которого они установлены, сегодня ликвидировано. Проект позволит ликвидировать разрыв между жилыми районами Солдатова и Крохалева, микрорайон Краснова – получит дополнительный импульс для развития. Дальнейшее развитие площадки предполагает изменение транспортной схемы внутри квартала и сопряжение ее с планами, предусмотренными Генпланом», – объяснил Александр Черепанов. По его словам, на этой площадке возможно строительство как «коммерческого» жилья (будет продавать на открытом рынке), так и квартир для работников промышленного конгломерата.
Игорь Дылдин, начальник управления территориального планирования и механизмов реализации городского департамента градостроительства и архитектуры рассказал о теоретических аспектах реновации промышленных площадок. «42% застроенной территории города занято промышленностью, это создает определенные пространственные барьеры связанности жилых массивов и напряженную экологическую ситуацию.
В ряде зарубежных городов ведется работа по преобразованию таких территорий. В Перми также есть такие примеры: идет активная реализация проекта жилой застройки на территории Рязанского промышленного узла; бывшей табачной фабрики (где возводится ЖК ASTRA)», – отметил Игорь Дылдин и добавил, что согласно Генплану Перми, промышленные предприятия, относящиеся к тяжелым отраслям, должны выноситься за пределы городского центра, остальные – консолидироваться, уплотняться, а высвобожденные территории (браунфилды) – вовлекаться в оборот. Площадка завода СОЖ, по Генплану, отнесена к общественно-деловой зоне. Но есть механизм, утвержденный Пермской гордумой, который предусматривает смену зонирования территории в соответствии с зонированием прилегающей, пояснил Игорь Дылдин.
Первый заместитель главы администрации Перми Андрей Шагап поддержал реализацию проекта. «Мы должны приветствовать уход промышленных предприятий практически из центра города. При этом нужно обратить внимание, что Градсовет рассматривает уже не первый проект без транспортной схемы. Однако эта проблема не должна останавливать процесс ухода промпредприятий из центра», – резюмировал Андрей Шагап.
Архитектор, директор ПСФ «Горпроект» Виктор Щипалкин поинтересовался, исследовала ли компания пробы земли. «Как только произносишь «Завод смазок и охлаждающих жидкостей», у всех сразу на языке слова «экология», «рекультивация» и т.д. Хотя никто оцифровать объем проблемы никто не может. На теплый период мы запланировали серию экологических изысканий, после которых этот аспект проблемы будет изучен. Безусловно, существует масса различных вариантов решения таких вопросов – очистка территории бактериологическими, химическими методами, эскалация и замещения грунта, защита с помощью экранов… Но чтобы понять, каков объем проблемы, необходимо сначала провести исследования», – пояснил Александр Черепанов.
Градозащитник, член городской комиссии по землепользованию и застройке Денис Галицкий отметил, что необходимо определиться, какие промышленные территории город намерен сохранить. «Из-за того, что не соблюдается такого жесткого деления и сохранения промышленных территорий, любая площадка сегодня оценивается как та, на которой можно построить 20-этажки. Из-за этого бизнес в городе не может купить землю, поскольку она переоценена и недоступна. Пока же мы создаем огромные проблемы», – обозначил свою точку зрения Денис Галицкий.
С ним согласился Алексей Демкин. «В свое время при принятии Генерального плана появился тезис о том, что мы устремились в постиндустриальное общество, и наступил момент для реновации промышленных территорий. Но Пермь изначально создавалась как промышленный город. ПЗСП приобрел этот земельный участок не благодаря Генплану, а потому что «Завод смазок и СОЖ» вошел в процедуру банкротства и по окончании ликвидации предприятия приняли решение изменить назначение площадки. Если выстроятся такие взаимоотношения, когда некие группы людей или предприниматели начнут поглощать предприятия с целью замены их на застройку жилыми кварталами, то это приведет к тому, что рано или поздно город закончится», – резюмировал Алексей Дёмкин.
По итогам обсуждения Градостроительный совет при Пермской городской Думе признал целесообразным реализацию проекта реновации промышленной территории бывшего завода смазок и СОЖ.
Фото: flickr.com, Sergio Russo