Политтехнолог Александр Пахолков, руководитель РПА «Агитпроп», – о том, как он видит предстоящие выборы, о грязных политтехнологиях и бедных избирателях
Какие основные особенности грядущих выборов вы можете выделить?
– В единый день голосования, 18 сентября, пермякам предстоит выбрать участников «большого ралли» в Госдуму РФ, Законодательное собрание края и Пермскую городскую думу. Давайте посчитаем, что это значит. Для примера рассмотрим избирательную кампанию в городскую думу. Количество одномандатных округов сократилось с 36 до 22, соответственно, конкуренция увеличилась. Предположим, что в одном округе в городскую думу может быть минимум три сильных кандидата в депутаты, соответственно, три активных штаба, которые будут ходить по квартирам и агитировать избирателей.
Плюс я прогнозирую на каждый округ не менее двух активных штабов по выборам в краевой парламент (для упрощения: один от краевой власти, другой от Дмитрия Скриванова), а также трех в Госдуму. И не забывайте еще про 4 парламентские партии. Таким образом, на одного избирателя придется минимум 12 активных штабов, которые будут стучаться в дверь к каждому жителю. А будут и те, на кого придется 15, 16 активных избирательных акторов. Вы представляете, какое это будет давление на одного избирателя!
Сейчас активная работа кандидатов еще толком не началась. Для избирателя – это хорошо, с точки зрения кандидата – плохо. На мой взгляд, избирательную кампанию претендентам необходимо было начинать еще в прошлом году. Я как руководитель рекламно-политического агентства веду переговоры, но, к сожалению, дальше еще не продвинулся, и это общий тренд. На сегодняшний день к выборам всерьез еще мало кто готовится, а зря!
Кроме того, мы забываем, что такое Госдума РФ. Не нужно смотреть на нее только через призму пермской политики. Рядом с Пермским краем есть богатые регионы, где более жесткая внутренняя политика. Поэтому кандидат, желающий избраться у себя в регионе, но по каким-то причинам не прошедший жесткое соперничество, например, в Башкирии или Татарстане с высокой долей вероятности приедет избираться в Госдуму в Пермский край и при наличии финансового ресурса имеет неплохие шансы. Есть высокая вероятность, что такие кандидаты появятся. В стране всего 225 округов, а богатых людей – гораздо больше.
Многослойность избирательной кампании – «минус» для всех?
–По большому счету до конца это не выгодно никому. На избирателей в один момент свалится масса информации, что неизбежно приведет к раздражению. Безусловно, эта ситуация положительно скажется на работе политтехнологов, которые неплохо заработают. Но они также будут страдать в попытке выстроить кампанию и найти адекватных исполнителей, которых постоянно будут переманивать другие штабы.
Я в свое время предлагал идеи нескольким главам администрации губернатора перенести выборы в Пермскую городскую думу или в Законодательное собрание, чтобы избежать совмещения трех кампаний одновременно. Пока непонятно, как власть будет моделировать подобные выборы.
Читайте также На праймериз «Единой России» в Пермском крае зарегистрирован депутат из Нижегородской области
Какова вероятность того, что в Законодательное собрание края или Пермскую городскую думу пройдет непарламентская партия?
– Относительно Пермской городской думы эта вероятность гораздо выше, чем у краевого парламента. В Перми проще, потому что меньше площадь и количество избирателей, а также выше оппозиционные настроения. Но с точки зрения потенциального бонуса она бессмысленна. В Перми по партийным спискам разыгрывается всего 14 мандатов, а в ЗС – 30. Таким образом, ведя кампанию по всей Перми, «новая партия» может получить 1-2 мандата. Гораздо дешевле вести кампанию в нескольких одномандатных округах, численность которых составляет порядка 35 тысяч человек.
На прошлой неделе Пермский край посетил председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев. Вслед за ним 8 апреля приехал лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. 9 апреля – председатель ПАРНАСа Михаил Касьянов. Связаны ли эти визиты с тем, что лидеры партий видят средний электоральный потенциал в крае?
– Я не вижу в этом ничего, кроме совпадения.
Предвыборные списки «Единой России» почти во всех регионах возглавляют губернаторы. Как вы оцениваете Виктора Басаргина в роли «паровоза» партии в Пермском крае?
– Это общий тренд в стране. Почти всегда за избирательную кампанию в регионе полностью отвечают губернаторы. По вертикали власти, скорее всего, губернаторам ставится цель, чтобы ЕР получила не менее 60% голосов избирателей. Безусловно, в таких регионах, как Башкирия, Татарстан, Кемерово и Чечня этот процент гораздо выше.