​Кофе, дождь и антиквар

ТОП самых необычных вложений пермских инвесторов: фьючерсные контракты на заморозки и урожай кофе, вложения в ружья и роботов

Business Class расспросил финансистов о самых необычных инвестиционных инструментах, с которыми им довелось столкнуться, и подготовил ТОП самых креативных вариантов.

№1. Предметы искусства и антиквариат

Это самый популярный из необычных инвестиционных инструментов, о которых рассказали «bc» финансисты. Егор Чурин, генеральный директор ООО «Инвест-аудит», рассказывает, что встречаются пермские предприниматели, которые занимаются вложением средств в культурные ценности, в современное искусство. «Насколько окупятся эти инвестиции, сейчас сказать сложно, но, тем не менее, определенную практику такие инвесторы получают. Эти люди известны в городе.

Некоторые представители среднего и малого бизнеса увлекаются вложением средств в антиквариат. Я не говорю об инвестициях, но все-таки это увлечения, которые могут принести определенные доходы», – отмечает Егор Чурин.

По словам Эдуарда Матвеева, генерального директора ООО «УК «Кастом Кэпитал», чаще всего потенциальный инвестор прочитал что-то о вложениях в живопись, а конкретно – в картины, в журнале или интернете и «хочет попробовать что-то новенькое, ведь портфель из акций или депозит – скучно».

«В целом человеку, у которого завалялись несколько миллионов, хочется не отставать от сильных мира сего и тоже инвестировать в искусство. Однако чаще всего заканчиваются такие эксперименты не какой-то доходностью, а полной потерей денег. Достаточно сказать, что перед 2008 годом, когда люди усиленно искали мишени для инвестиций, до 75% всех картин Ивана Айвазовского, ходивших на рынке, по мнению экспертов, были поддельными.

Можно ли получить высокую доходность, инвестируя в искусство или, беря шире, – в антиквариат? Да, можно – при условии, что вы покупаете самое лучшее, качественное, и это, безусловно, оригинал. И ещё если на то, что вы покупаете, вообще существует хоть какой-то рынок покупателя. Я помню, в своё время продавалась коллекция старинных ружей, и проблема была в том, что этот рынок очень маленький, если он вообще существует», – полагает Эдуард Матвеев. По его оценкам, этот рынок для людей с большими состояниями, поскольку помимо покупки хорошей коллекции нужны оценщик, страховка и качественное хранение, а это тоже стоит денег.

№2. Необычная недвижимость

Еще одним креативным инвестинструментом эксперты называют проекты, связанные с недвижимостью. «Очевидно, что земля уже давно – минусовой актив и, как правило, те, кто купил «интересные объекты» и земельные активы (как в Пермском крае, так и в России), сидят «в серьезных минусах» из-за этого. Не секрет, что земля, которую набрали в преддверии Олимпиады в Краснодарском крае, не окупилась. Так же, как и многие коттеджные поселки в Прикамье стоят в стопе и, на самом деле, просто работают в убыток – здесь нет потенциала роста», – говорит Егор Чурин.

По его словам, интересными вложениями могут быть в эпизодические объекты недвижимости – уникальные здания, которые, безусловно, будут окупаться. «Могу привести пример с современным небоскребом в центре Екатеринбурга (бизнес-центр «Высоцкий»), площади которого разошлись по очень завышенной цене. Возможно, высотки и небоскребы в Перми – это проект будущего для предпринимателей», – прогнозирует Егор Чурин.

Фото: visotsky-e.ru

№3. Преддефолтные облигации

Дмитрий Черемушкин, управляющий партнер и основатель компании XELIUS GROUP, называет довольно необычным инвестиционным инструментом преддефолтные облигации. «Обычно это облигации, выпущенные компаниями, которые имеют финансовые проблемы. У таких бумаг очень высокая доходность, однако и риски их покупки тоже велики.

Инвесторы приобретают такие облигации в надежде на высокую доходность и в расчете на то, что государство не допустит банкротства крупной компании во избежание эффекта домино на финансовых рынках», – объясняет Дмитрий Черемушкин и приводит в качестве примера инвестирования в такие бумаги покупку облигаций авиакомпании «Трансаэро». Данная компания объявила дефолт по своим облигациям, и инвесторы вышли из этих инструментов с большими потерями, рассказывает Дмитрий Черемушкин.

№4. Фьючерсы на погоду

Фьючерсы на заморозки, снегопад и дождь бывают на месяц и на весь сезон. Сергей Кашин, президент компании и финансовый аналитик Global Investment Corporation, рассказывает, что первые торги на погоду прошли на Чикагской товарно-сырьевой бирже в 1999 году.

«Сейчас контракты на мороз торгуются с ноября по март, на дождь – с марта по октябрь, а на снегопад – с ноября по апрель. Фьючерсы на похолодание в Канаде и Австралии торгуются на апрель-октябрь, на потепление в Европе – с октября по апрель. Торги фьючерсами на погоду обеспечиваются, прежде всего, точностью прогнозов, чтобы ставки на них не были исключительно выигрышными, организаторам торгов нужна уверенность в том, что прогнозы сбываются.

При разработке географической привязки имеются в виду только экстраординарные природные явления, которые нельзя прогнозировать. Например, снег в деревне, где не работает уборочная техника, не является чем-то необычным, и его вероятность учитывают и деревенский быт, и хорошие производственные прогнозы. Снегопад в городе почти всегда нарушает привычный ритм жизни. По этой причине снегопад при клиринге фьючерсов на снег фиксируется в городах. Для каждого города существует свой инструмент», – поясняет Сергей Кашин.

По его словам, чтобы оградить ключевые рынки от манипуляций, используется размер контрактов. Например, стоимость одного лота на мороз, от которого может зависеть весь производственный прогноз крупного агрохолдинга, в Чикаго составляет 10000 евро. Позиция по инструментам на снегопад и дождь равняется 500 долларам, на погоду в Австралии или Канаде – 20 местных долларов, на погоду в Европе – 20 фунтов. «При клиринге фьючерсов на совокупные средние температуры в городах Европы расчетная валюта отличается: в Лондоне – 20 фунтов, в других – 20 евро. В России размер позиции при торговле осадками в Москве может равняться 400 рублям, при покупке погоды на ЦФО – 600 рублей, при покупке дождя – 3000 рублей, при приобретении снега – 5000 рублей, при выходе на рынок наводнений – 100000 рублей. Бумаги могут котироваться в процентах от этой суммы», – рассказывает Сергей Кашин.

№5. Фьючерсы на кофе

Продолжает тему фьючерсных контрактов кофе. Как и фьючерсные контракты на какао, они начали торговаться на специальной площадке Нью-Йоркской товарной палаты с 1880-х годов. Во всем мире широкое распространение получили сделки в отношении двух сортов кофе: арабика и робуста.

Источник фото: flickr.com, kris krüg


На протяжении всей истории цена на кофе отличалась чрезвычайно высокой волатильностью. Она зависит от перерывов в поставках, связанных, например, с заморозками в бразильском высокогорье и появлении на рынке новых экспортеров, сумевших занять определенную долю благодаря низким ценам, как это было в случае с Вьетнамом в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

Его Чурин рассказывает, что один известный в Перми предприниматель в инвестиционной сфере занимался фьючерсными контрактами на кофе. «Он следил за урожаями кофе в конкретных странах. Это тоже своего рода необычные инвестиции, насколько я знаю, они оказались прибыльными», – добавляет Егор Чурин.

№6. Торговые роботы

Завершает ТОП креативных инвестинструментов – вложения в алгоритмические торговые системы – торговых роботов. По словам Дмитрия Черемушкина, у данной инвестиции есть своя специфика. «Люди, вкладывающие свои средства в роботов, могут выбирать уровень рисков, то есть потенциальной просадки, которая может быть достигнута торговым роботом. Среди алгоритмов можно выделить разные группы. Первая – это роботы, которые зарабатывают на направленных движениях рынка. Вторая – роботы, зарабатывающие на взаимных движениях разных инструментов, например, акций Сбербанка и привилегированных акций Сбербанка», – рассказывает Дмитрий Черемушкин.

По его словам, даже в этой профессиональной среде немного роботов демонстрируют стабильный доход. «Иногда случается, что торговый алгоритм превышает просадку, запланированную инвестором. Во избежание неприятных сюрпризов, следует внимательно следить за своими торговыми системами», – резюмирует г-н Черемушкин.