Все в лизинг или ничего

Объем лизинговых услуг в Пермском крае за год сократился более чем на треть. Эксперты прогнозируют, что в 2016 году рынок останется на этом уровне, а сегмент автолизинга – даже вырастет

Рынок лизинговых услуг в Прикамье сократился более чем на треть, показав даже большее падение, чем в целом по России. По данным Пермьстата, общая стоимость договоров финансового лизинга в Пермском крае сократилась за год на 36,8%, составив по итогам 2015 года 2,608 млрд рублей.

По предварительным данным Рейтингового агентство RAEX (Эксперт РА), объем нового бизнеса (стоимости имущества) по итогам 2015 года составил около 530 млрд рублей, сократившись по отношению к 2014 году примерно на 22%. Сумма новых лизинговых договоров в России за 2015 год сократилась на 20% и составила около 800 млрд рублей.

Эксперты связывают сокращение числа договоров финансового лизинга с тем, что многие пермские компании отложили до лучших времен планы по модернизации оборудования. Директор представительства CARCADE в Перми Анна Каракулова отмечает, что организации, ранее планировавшие приобрести в лизинг транспорт или оборудование, временно отложили реализацию этих планов на фоне экономического кризиса. «В начале 2015 года было не совсем понятно, что произойдет с ценами на предметы лизинга и стоимостью самой услуги. К середине года ситуация несколько стабилизировалась – в III и IV кварталах рынок лизинга в крае показал результаты, сопоставимые с теми же периодами 2014 года. Лизинг как инструмент обновления основных фондов объективно стал даже более привлекателен для предпринимателей и компаний, особенно на фоне удорожания доступности кредитных средств», – полагает Анна Каракулова.

Игорь Мерзлов, директор Западно-Уральского регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг», подчеркивает, что региональный рынок лизинга в крае в целом повторяет общефедеральные тенденции. «Это связано с сокращением или полным замораживанием предприятиями своих инвестиционных программ. В результате, естественно, сокращаются и общие объемы лизинговых операций. Но при этом все еще есть компании, нацеленные на свое активное инвестиционное развитие, рассматривающие лизинг как оптимальный инструмент модернизации и обновления основных фондов. И для таких клиентов сегодня действительно есть выгодные лизинговые решения: экспресс-лизинг, меры господдержки, сезонные акции со скидками», – комментирует Игорь Мерзлов.

Читайте также:Душа лежит, огонь горит. Пермский край считается одним из регионов-лидеров в развитии франчайзинга в России. Эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка в Прикамье, несмотря на ситуацию в экономике

Не в ставке дело

Александр Михайлов отмечает, что в автолизинге ключевое преимущество дает не ставка, а размер аванса и месячного платежа, которые ниже, чем в банковском кредите. «Лизинговая компания принимает на себя риск остаточной стоимости машины через 2-3 года – из-за того, что не требуют выплачивать всю стоимость автомобиля в составе платежей. Таким образом, она отсрочивает выкуп автомобиля и снимает эту обязанность с лизингополучателя. Из-за этого лизинговая компания снижает месячный платеж, а в конце срока лизинга позволяет клиенту пересесть на новый автомобиль без дополнительных инвестиций», – поясняет Александр Михайлов.

Аналогичную тенденцию отмечает и Анастасия Гилева. «При нынешних условиях в экономике дешевых финансовых ресурсов на рынке нет. Лизинг тоже получается достаточно дорогим – как правило, от 18% годовых и выше. Но тут вопрос не в ставке. На малых суммах становится более важным график платежей и финансовые потоки. Клиент знает, сколько он будет зарабатывать: исходя из этого проводится расчет лизинговых платежей. При сумме лизинга 500 тысяч рублей сумма ежемесячного платежа будет порядка 20 тысяч рублей в месяц. Если же у клиента нет 20 тысяч рублей на ежемесячный платеж, то тут и низкая ставка не поможет», – резюмирует Анастасия Гилева.

Эксперты, опрошенные «bc», дают довольно сдержанные прогнозы относительно развития рынка лизинга в 2016 году. «Все будет зависеть от общей макроэкономической ситуации в стране. Надеюсь, что дальнейшего снижения объемов лизинга уже не будет, и большинство предприятий вернутся к своим инвестиционным программам технического перевооружения», – говорит Игорь Мерзлов. Александр Михайлов прогнозирует стабильность автолизингового рынка в 2016 году и сохранение доли лизинга в общих продажах. «Даже если продажи автомобилей продолжат падение, это должно произойти за счет роста проникновения лизинга среди способов приобретения транспорта», – полагает Александр Михайлов. «Объем сделок в целом по рынку, скорее всего, останется на уровне 2015 года. Сегмент автолизинга покажет небольшой рост: на 10-15% к 2015 году», – прогнозирует Анна Каракулова.

Источник – Пермьстат


Минус 10%

В 2015 году рынок поддержала программа льготного автолизинга. Ее условия заключается в субсидировании части авансового платежа по договорам лизинга автомобильной техники всех категорий. По оценкам Анны Каракуловой, программа господдержки автолизинга оказалась эффективной, а главное – востребованной клиентами. «Реальная 10-процентная экономия при приобретении в лизинг автомобилей мотивировала компании на покупку. Согласно опросам клиентов, воспользовавшихся госпрограммой, до ее запуска 38% из них не планировали приобретать транспорт либо склонялись к покупке автомобиля зарубежной сборки», рассказывает Анна Каракулова и отмечает простую механику программы: клиентам, приобретающим в лизинг автомобили российской сборки, лизинговые компании предоставляли 10-процентные ценовые льготы, а их выпадающие доходы (размер скидки) затем компенсировались за счет госбюджета.

Справка Business Class Из общей стоимости договоров на лизинг машин и оборудования в прошедшем году 86,1% приходилось на организации-лизингополучатели, работающие в следующих сферах: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь. Основным источником финансирования лизинговой деятельности организации являются кредиты российских банков. На их долю приходится 63,8% от стоимости заключенных договоров. За счет авансовых платежей лизингополучателей финансируется 27,5%, за счет собственных средств лизинговых компаний – 8,2%.