С начала 2016 года рубль существенно укрепился по отношению к доллару и евро. По оценкам экспертов, этот рост скоро закончится, некоторые даже ожидают стоимости доллара в 100 рублей до конца года
В первые четыре месяца 2016 года отечественная валюта серьезно укрепилась по отношению к доллару и евро. Главным фактором роста рубля стало увеличение цен на нефть, к нему добавились вывод войск из Сирии и сохранение ключевой ставки Центробанком на уровне 11%.
По словам Александра Егорова, ведущего аналитика ГК ТелеТрейд, основной фактор, определяющий динамику российского рубля, – конъюнктура нефтяного рынка. «Цена эталонной смеси Brent выросла с середины января на 60%. Это и послужило основой для падения доллара на локальном рынке на 20 рублей до текущего значения около 66 рублей за единицу американской валюты», – говорит Александр Егоров.
Николай Подлевских, начальник аналитического отдела ОАО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент», подчеркивает, что в 2016 году цены нефти показали довольно внушительных отскок от своих минимальных уровней – за три месяца рост нефтяных цен превысил 70%. «Сообразно изменению состояния нефтяного рынка происходило изменение отношения к российской валюте. За тот же период времени рубль укреплялся по отношению к доллару с 85 до 64 рублей за доллар. Но даже такое укрепление отечественной валюты «отработало» только часть роста стоимости нефти. Отдельно можно упомянуть среди причин роста веса рубля и сохранение на высоком уровне в 11% ключевой ставки Банка России», – делится Николай Подлевских.
«С 1 января по 7 мая 2016 года стоимость доллара снизилась на 6,73 рубля по отношению к национальной валюте. Рубль укрепляется относительно доллара и евро вслед за динамикой цен на нефть. Как только нефть поднимается выше 40 долларов за баррель, курс рубля укрепляется. В свою очередь, стоимость «черного золота» растет на новостном фоне», – отмечает Владимир Зотов, руководитель дирекции финансовых рынков Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР).
Станислав Кузнецов, ведущий аналитик ИК «Витус», рассказывает, что помимо восстановления цен на нефть, на укрепление рубля также повлияли снижение добычи нефти в США, расширение стимулирующих мер, рост деловой активности в промышленности Китая и снижение ожиданий быстрых темпов повышения ключевой ставки в США. «Кроме того, укрепление рубля связано с новыми стимулирующими мерами от Европейского центрального банка в виде снижения базовой процентной ставки до нуля и увеличения программы выкупа активов», – добавляет Станислав Кузнецов.
Юрий Гаврилов, генеральный директор ИК «Финансовый дом», обращает внимание, что ответ на вопрос, укрепился за последнее время рубль или ослаб, сильно зависит от начала отсчета.
Юрий Гаврилов, генеральный директор ИК «Финансовый дом»:
– С января 2016 года рубль вырос на 10%. Однако если мы сдвинем начальную точку в май 2015 года, то увидим, что рубль не укрепился, а наоборот, ослаб на 32%. Это говорит о волатильности актива. За это время не только рубль, но и много других финансовых активов изменялось в широком диапазоне. Центробанк напрямую не участвует в управлении валютным курсом. Поэтому шторма, которые проносятся по финансовому рынку, могут сильно поколебать валютную пару доллар/российский рубль.
По его мнению, примерно на 80% изменение курса национальной валюты РФ зависит от динамики цен на нефть. «С начала 2016 года стоимость нефти выросла с 30,5 доллара до сегодняшних 47,5 доллара. Это предопределило укрепление рубля. На оставшиеся 20% курс рубля определяется политикой монетарных властей РФ. Несмотря на падение инфляции с начала года до 7,4%, Центробанк сохраняет ключевую ставку на прежнем высоком для текущей ситуации уровне. Это не дает национальной валюте ослабляться. Динамика инфляции и курса рубля также связана с действиями Министерства финансов РФ. Они пока достаточно экономно тратят резервные фонды, латая дыры в бюджете, которые появились в связи с экономическим кризисом. Это сдерживает девальвационное давление», – подчеркивает Юрий Гаврилов.
Такой сезон.
Сергей Алин, заместитель директора аналитического департамента ИК «Окей Брокер», утверждает, что с точки зрения сезонности период с февраля по апрель благоприятен для национальной валюты. «В это время она, как правило, укрепляется. Также положительно сказался и факт снижения геополитического давления. Россия резко вывела войска из Сирии, тем самым устранившись от возможных рисков. Конечно же, свою роль сыграл рост нефтяных котировок, которая после падения ниже отметки $30 за баррель (январь) в итоге перешла к планомерному росту. Также хорошо было то, что Банк России не понижал ключевую ставку, не оказывая давления на рубль», – добавляет Сергей Алин.
Сергей Кашин, президент, финансовый аналитик компании Global Investment Corporation, рассказывает о еще нескольких событиях первой половины 2016 года, которые влияли на рубль: «Это и декабрьское решение ФРС повысить процентную ставку, и несбывшиеся обещания повысить её ещё 4 раза в этом году привело курс доллара до отметки 64 рубля. Оказали влияние, по его мнению, и два отчетных периода американского фондового рынка, абсурдная политика Банка Японии, коррекция на товарно-сырьевых рынках, рост цен на нефть и падение инфляции в России (до отметки 7,3%).
Главный экономист компании EQtrades Евгений Зомчак напоминает, что на валютном рынке, как и на нефтяном, долгие тренды без откатов очень редки. «После серьёзного роста курса с 60,8 до 85,99 с октября 2015 г. по середину января 2016 г. (с 2014-го теперь всегда в конце года и с захватом января следующего происходят «закупки» валюты – в преддверии праздников и во время их, если валютных сбережений «не хватило»), коррекция до 62,7 19 апреля, что равно 27% от пика, закономерна. Абсолютно схожее укрепление рубля было и с февраля по апрель 2015 года – от 71,8 до 49,4 – эквивалентно падению цены доллара в 31% от максимума 30 января. Факторов текущего укрепления рубля два: динамика цены на нефть январь-апрель 2016 г. – почти пятидесятипроцентный откат после последнего падения (в 2015-м была коррекция 35% к предыдущей волне) и ежегодный период для подготовки и уплаты налогов с января по апрель», – резюмирует Евгений Зомчак.
Вечный май.
Эксперты, опрошенные Business Class, сходятся во мнении, что в ближайшее время стоит ожидать ослабления рубля. Однако их оценки этого снижения разнятся. По мнению Александра Егорова, в краткосрочной перспективе (май-июнь) рубль может снизиться. «Курс доллара на локальном рынке может вырасти до уровня 68,5-70 рублей. Причина – коррекция нефтяных цен после впечатляющего роста в начале года», – добавляет г-н Егоров.
Евгений Зомчак, прогнозируя динамику курсов валют, говорит о возможном росте американской. «Я не беру в расчёт «шоковое» движение в декабре 2014 г. из-за субъективного характера паники на рынке, состояние российской экономики в тот момент учитывалось в меньшей степени. Зато последующая повторная волна от минимума 51,85 рубля за доллар в день католического Рождества до конца января ясно показала новый тренд на ослабления рубля. И далее с лета 2015-го эта тенденция подтвердилась: доллар достиг нового максимума. Так что теперь, после достаточной корректировки цены, можно ожидать новой волны по тренду в пользу американской валюты», – рассуждает Евгений Зомчак.
Сергей Кашин, президент, финансовый аналитик компании Global Investment Corporation:
– Sell in May and go away, – в очередной раз крылатое выражение имело место быть. Итак, что нас ждет во второй половине года. В первую очередь, это динамика цен на нефть: в ближайшие пару недель Саудовская Аравия планирует повысить добычу нефти на 33% до 1 млн баррелей в сутки. Борьба за долю рынка нефти и крах сланцевой нефти приведет к падению её в стоимости в район $10-20 за баррель. Во-вторых, у нас банковский кризис. В России это заметили, когда в 2015 году у 10% банков отозвали лицензии. ВЭБ в своём отсчете показал, что у него 1,5 трлн невозвратных кредитов, а это в четыре раза больше собственного капитала. В Европе Deutsche Bank на грани дефолта. В третьих, огромная дыра в российском бюджете. Будут пробовать пополнять валютный резерв. И, конечно же, Китай: тут причин для беспокойства огромное количество. Невозвратные кредиты, заемные средства, фондовый рынок и т.д. Основным же станет падение рынка недвижимости.
По мнению Сергея Алина, в ближайшее время стоит ожидать ослабления рубля: он напоминает о том, что первые месяцы года обычно благоприятны для национальной валюты, а в мае-июне она сезонно очень часто слабеет. «В мае за последние 9 лет – с 2007 года – рубль слабел 7 раз, в июне – 6 раз. В августе же ослабление вообще происходит почти всегда. Это говорит о том, что, во-первых, в преддверии отпускного сезона повышается спрос на валюту со стороны населения, и, во-вторых, инвесторы (компании/банки и др.) хеджируют свои риски в преддверии менее активного, но от того не менее коварного лета.
В дополнение к этому никто не гарантирует столь же бодрого продолжения роста нефти. Многие идеи, способствовавшие ее росту, сошли на нет. Также Банк России может начать понижать ключевую ставку, что негативно для рубля (это означает более дешевые деньги). Да и в целом бюджету РФ сейчас выгоден курс выше текущего, чтобы не было проблем с его исполнением», – заключает Сергей Алин.
По оценкам Владимира Зотова, даже при условии роста в пределы 50 долларов за баррель, рубль все равно не укрепится выше 60-63 рублей за доллар. «После закрепления котировок выше 65 рублей за доллар Центробанк может выйти на рынок с валютными интервенциями. В нынешних экономических условиях крепкий рубль не приветствуется – это, в первую очередь, отрицательно сказывается на доходах экспортеров и формировании доходной части бюджета», – поясняет Владимир Зотов.
Сдержат укрепление.
Аналитики ИК «Окей Брокер» ожидают роста курса доллара до уровня 70,5 рубль/доллар (+6%) в ближайшие пару месяцев. «Этому будут способствовать вышеупомянутые факторы. Аппетит инвесторов к рисковому классу активов также может падать на фоне ожиданий возможного повышения учетной ставки в США», – добавляет Сергей Алин.
По оценкам Юрия Гаврилова, изменение курса рубля будет по-прежнему определяться динамикой цен на экспортные товары. Конечно, львиную долю среди них занимает нефть. «Второй фактор, от которого будет зависеть курс национальной валюты, – политика монетарных властей. Поскольку потенциал роста стоимости нефти незначителен, большое укрепление национальной валюты маловероятно, – полагает Юрий Гаврилов. – Самый благоприятный сценарий для роста национальной валюты – 5-6 рублей, т.е. до 60-61 рубля за 1 доллар. Диапазон для потенциального ослабления рубля гораздо шире. Не будет экстраординарным событием, если последует рост до 80 рублей за 1 доллар».
Николай Подлевских полагает: в первую очередь колебания курсов будут определяться особенностями монетарной политики ведущих центральных банков. Александр Егоров прогнозирует, что после периода коррекции рубль вполне способен возобновить цикл роста и против доллара, и против евро. «На конец II квартала котировки основных валют, по всей видимости, принципиально не изменятся. Доллар будет торговаться в диапазоне 65-67 рублей, евро приблизительно по 75-78. В третьем-четвертом квартале, на фоне ребалансировки предложения-спроса, нефть может возобновить рост, что будет способствовать усилению рубля. При этом курс доллара может снизиться к значениям 63,5 и ниже. В качестве нижней границы будет выступать уровень 60 рублей за доллар. При таких значениях Банк России, скорее всего, начнет пополнять золотовалютный резерв, что будет сдерживать дальнейшее укрепление рубля», – объясняет Александр Егоров.
По оценкам Евгения Зомчака, тенденция на слабый рубль формировалась и по доллару, и по евро. «А отношение этих двух валют между собой не столь однозначно: долгий флэт пары Eur/Usd с марта прошлого года ещё не закончен, так что пока не представляется возможным однозначно идентифицировать лидера. Не забудем и юань: китайская экономика тоже страдает от структурного дисбаланса, хоть его первоисточник иной – последствия агрессивного роста при «полуплановой» экономике, а не устаревшие фонды и сырьевая зависимость, как у России.
Что касается определяющих факторов, то сейчас прослеживается меньшая зависимость от котировок нефти и снижающийся эффект от санкций (основная часть инвестиций уже «утекла», а разница с иностранными ключевыми ставками для оставшихся внутренних инвесторов не так важна). В центре внимания показатели отечественного ВВП и возможные структурные реформы, ставка ЦБ в плане доступности кредитов и цена на нефть – но только при движениях вне устоявшегося коридора», – говорит Евгений Зомчак.
Фото – кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит», режиссер Мартин Скорсезе. Кинокомпания Paramount Pictures, Red Granite Pictures, Appian Way, Sikelia Productions, EMJAG Productions.