Наиля Аллахвердиева, арт-директор PERMM: «Переезд музея на Речной вокзал откладывается минимум на полгода»
На минувшей неделе стало известно, что открытие после ремонта здания Речного вокзала отодвигается на полгода. Реконструкции здания, где ранее располагался музей современного искусства PERMM начались в апреле 2016 года и по планам должны были завершиться в середине 2017-го. Теперь сроки сдвигаются. В интервью Business Class Наиля рассказала, почему откладывается переезд и каким PERMM будет после возвращения на Речной.
Наиля, 18 мая музею исполнилось 7 лет. Семь лет, как мне кажется, это такой возраст, с которого начинается новая жизнь – человек, например, идет в школу. А начинается ли новый этап у музея?
– Новая жизнь или, скорее, переломный этап наступил, когда музею исполнилось 5 лет. Мы переезжали на бульвар Гагарина, 24. Тогда здание Речного вокзала признали аварийным, и было непонятно – реконструируют его или нет. Но установка прокуратуры была однозначна – музей должен съехать. Нам казалось, что PERMM в принципе завершает свое существование. Поэтому переезд во временное помещение, конечно, был самым сложным периодом. Не испугаться и увидеть будущее за всем этим – непросто.
Переехав из одного здания в другое, мы поняли, что музей – это живой организм. Это не стены и не помещение. Это люди, команда, которая создает проект Музея современного искусства. Поэтому теперь можем переезжать сколько угодно. Пока есть команда и видение того, что будет дальше, музей живет.
Если здание – это не главное, то проекты можно делать где угодно? Например, на улице, в помещении железнодорожного вокзала, на корабле и т.д.
– Да. Условно говоря, кочевой образ жизни, к которому мы пришли не по собственной воле, очень сильно изменил наш менталитет. Людям сложно переехать из квартиры в квартиру, они привыкают к месту и боятся перемен. А теперь представьте, что такое Музей современного искусства. Это огромная институция, которая создает большие, даже в масштабах страны, проекты. И вот этот гигант меняет локацию. Меняется даже геометрия здания – из прямоугольного на треугольное. Адаптировались мы только благодаря мобильности и творческому потенциалу команды.
Вы в одном из интервью говорили, что треугольное здание вам нравится даже больше, чем прямоугольное.
– Оно нравится всем. Для кураторов и художников это неожиданный опыт. Необычное пространство доставляет гораздо больше удовольствия при подготовке проекта, чем стандартное прямоугольное. Два этажа занимают офисы и хранение. Три этажа полностью отданы под выставочные проекты. И самое главное – когда планировали адаптацию здания, решили включить новые музейные сервисы. Появились кафе, красивая детская зона – то, чего не было на Речном вокзале. Потому здание на бульваре Гагарина кажется людям уже постоянным, в нем комфортно.
Но если эта площадка такая хорошая…
– Да, хорошая, тем более что и место тут неплохое. Зона городской активности, причем исторически – это район Мотовилихи. Здесь много учебных заведений и хорошая транспортная коммуникация.
Зачем вам тогда именно Речной вокзал?
– Потому что здание на бульваре Гагарина, 24 – не наше. Мы платим за аренду помещения довольно большую сумму, а договор заканчивается в июле 2017-го. Пока непонятно, будем ли мы продлевать аренду еще на год. Это зависит от скорости реконструкции Речного вокзала. У нас нет финансовых резервов, чтобы покрывать дополнительные расходы по аренде, поэтому очень ждем переезда обратно. Я знаю, что многим нравится наше новое пристанище, но Речной вокзал – это совершенно другой масштаб, невероятная харизма самого здания, его история, там можно делать больше выставок. Немаловажно и размещение Речного. Набережная – любимое место для прогулок и отдыха как пермяков, так и гостей города, кроме того, там складывается целый музейный квартал, в который входит Пермская художественная галерея и Краеведческий музей.
Допустим, что музей уже переехал в Речной. Какой вы видите прилегающую территорию, набережную, инфраструктуру?
– Во-первых, есть хорошая новость, которая нас очень радует. Здание-долгострой рядом с музеем демонтируют. Это прорыв, ведь оно очень портило вид на Речной. Во-вторых, я надеюсь, в рамках реконструкции набережной не будет шашлычных. Граница землеотвода вокруг здания тоже будет как-то благоустроена. Надеюсь, к тому времени сделают красивый спуск к набережной. По планам Речной должны сдать в конце 2017-го.
Как вас вообще информируют о том, что происходит с Речным вокзалом?
– У нас ведь все течет, все меняется. Музей сейчас – не собственник этого здания, поэтому мы не владеем всей информацией. Главное достижение последнего месяца – представителей PERMM наконец включили в рабочую группу. До этого конкурсная документация по проекту разрабатывалась без нашего участия, не было вообще никакой информации о том, как будет выглядеть здание в итоге реставрационных работ.
За это время поменяли министра строительства, начальника управления капитального строительства, и все сдвинулось. Сейчас ситуация следующая – проект, который реализует УКС, не готов для полноценной музейной работы, там нужно еще делать проект дизайна экспозиционного пространства. Проектная документация была разработана как приспособление здания для современного использования. Это просто восстановление Речного вокзала. Серые мраморные колонны, бронзовые капители, розовые потолки…
В свое время был очень крутой проект «Меганома» по приспособлению Речного под музей современного искусства. Со специальной террасой, с зимними площадками, выходящими на реку, с красивыми выставочными залами. Он был детально разработан, прошел все экспертизы, но оказался слишком дорогим, и от него отказались.
Сейчас, когда вы вошли в рабочую группу, попытаетесь что-то изменить?
– Конечно. Этого мы и добивались. Важная задача – формирование проекта музея внутри существующего проекта реконструкции. Это и экспозиция и зоны музейных сервисов, и проект освещения, контур безопасности, климатические системы.
Если к сентябрю 2017 года Речной вокзал будет готов для переезда, то для размещения музея – нет. Параллельно необходимо делать проектирование. И нужно будет потратить несколько месяцев на то, чтобы подготовить здание под музей. А это, в лучшем случае, конец 2017-го, начало 2018 года.
Будет ли на Речном вокзале что-либо еще помимо выставочного пространства?
– Конечно. На Речном будет большая детская зона, кафе, лекционный зал, сувенирный магазин. Все что должно быть в большом современном музее.
Вы говорили, что, по сути, к месту не привязаны. Если, например, не Речной вокзал. Вы бы рассматривали варианты переезда в другое здание?
– Переехав сюда, мы поняли, что много где можем располагаться. Вопрос о существовании музея относится больше не к экономической, а к политической реальности. С момента переезда из Речного вокзала все думают о том, нужен музей или не нужен в принципе. За два года, прошедшие с переезда, нам был выдан некий карт-бланш от министерства культуры относительно того, сможем ли мы заново выстроить систему отношений с сообществом, с городом, доказать, что Музей современного искусства нужен Перми.
И вы построили политику, направленную на позитивные отношения с властью?
– Позитив – это громко сказано. Когда ты занимаешься современным искусством, сложно говорить о позитиве. Задача была другая – восстановление доверия города к нам. После ухода Марата Гельмана было ощущение, что музей умер. PERMM был настолько связан с образом Гельмана, что отдельно его представить никто не мог. Модель, ориентированная на одного человека, всегда очень уязвима, особенно когда известность человека больше, чем институции. Важнее построить репутацию институции как зонтика для команды профессионалов, а потом уже она сможет делиться своей репутацией с любым, кто в нее попадает.
Процесс еще идет?
– Да. И я считаю, что по итогам этих двух лет мы из минуса вышли в плюс. У нас случаются скандальные сенсации по поводу наших экспонатов, но когда ты показываешь новое, ты не можешь избежать непонимания, это нормально. В целом отношение к музею заметно потеплело. Нас стали любить и беречь. Наступил новый этап, когда мы осознали себя в пространстве города, поняли, что живы и будем жить дальше. Музей теперь гораздо сложнее уничтожить, чем два года назад. Мы не одни, тыл есть. За нами художники, зрители, культурные институции города. Я помню время, когда наша политическаяэлита, которая помогала создавать проект пермской культурной революции, не ходила в Музей современного искусства на бульваре Гагарина. И когда я спрашивала, почему, они отвечали: «Мы боимся испортить себе настроение, разочароваться». Люди помнили образ музея на Речном, и им казалось, что оттуда мы переехали в какую-то нору, деградировали. Сейчас у нас новая задача – возвращение на Речной. Вопросов очень много, главный – нужно объяснить чиновникам наше видение того, как должен выглядеть музей там.
Расскажите теперь, каких проектов ждать от музея до переезда?
– Сейчас мы готовим две новые выставки. Одна посвящена 100-летию Пермского университета. Вторая – космосу. На эту тему в музеях города уже много всего открылось, но мы хотим, чтобы наша запомнилась и была красивым финальным аккордом. В сентябре показываем пермских художников в центре современного искусства Винзавод. А в следующем году сделаем проекты про 100-летие Великой Октябрьской революции, пермские заводы, выставку про свет и большую детскую выставку, где экспонаты будут создавать пермские дети. А в самое ближайшее время открывается экспозиция «Ситуация искусства в музее PERMM», которую курирует Кирилл Светляков, руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи.
Как стало известно Business Class, на прошлой неделе в министерстве культуры состоялось совещание, на котором представителям PERMM пообещали, что музей переедет до конца 2017 года, даже если проект приспособления Речного вокзала под музей, на который нужен отдельный бюджет, еще не разработают. Министр культуры Пермского края Игорь Гладнев пояснил, что пространства здания будут готовы для размещения экспонатов и «иных творческих проектов».