Администрация Перми обещает в ближайшее время выпустить новое постановление о внедрении электронного билета. По информации Business Class, мэрия может открыть рынок для различных операторов
Представители регионального минтранса и городского департамента дорог и транспорта в очередной раз обсудили с перевозчиками внедрение системы электронных социальных проездных документов (ЭСПД). Как сообщили источники «bc», министр транспорта Пермского края Алмаз Закиев направил в адрес главы администрации Перми Дмитрия Самойлова письмо с просьбой посодействовать подключению городских перевозчиков к краевой системе ЭСПД, оператором которой выступает ПКГУП «Автовокзал». Это стало основной темой обсуждения. Однако в конце встречи начальник департамента дорог и транспорта Илья Денисов приоткрыл тайну вокруг нового городского постановления об электронном билете.
По словам одного из участников совещания, была высказана мысль о том, что «Гортранс» станет неким центром обработки данных, «счетчиком», который сможет принимать данные от разных систем учета пассажиров. Другой перевозчик вспоминает, что г-н Денисов сказал буквально следующее: «Система «Гортранса» сможет «читать» данные любой системы, работающей в России». Сказанное им позволило перевозчикам предположить, что они смогут работать хоть с пермскими компаниями – «Прокарт» или «Гольфстрим», хоть с федеральной «Золотой короной».
«Посылы верные, но определяющим фактором будет то, какие требования к картам предъявит администрация: поле для ограничения конкуренции даже при таком, на словах открытом подходе, остается», – считает Денис Гвоздев, директор компании «Прокарт».
О том, что операторов должно быть много, а не один, ранее заявляло также УФАС. Кроме того, руководитель Пермского УФАС Антон Удальев пояснял, что у одного перевозчика одновременно могут работать несколько систем. «Технологии позволяют одному устройству работать с картами разных систем. Наша задача – добиться, чтобы органы власти обеспечили возможность синхронизации», – отмечал он.
Напомним, предыдущее постановление администрации Перми о внедрении системы электронной системы учета пассажиропотока и оплаты проезда было отменено администрацией после протеста прокуратуры. Затем в департаменте дорог и транспорта сообщили, что разделят учет льготных и платных пассажиров, подготовив два постановления вместо одного. В разговоре с «bc» в середине мая Илья Денисов отметил, что документ проходит внутреннее согласование, подробностей содержания постановления он не раскрыл. Он также не называет даты опубликования документа, ограничиваясь тем, что это произойдет «в ближайшее время».
Два на шестнадцать
К краевой системе ЭСПД, которая формально работает в Перми с 1 апреля, перевозчики, обслуживающие городские маршруты, не подключаются. В письме Алмаза Закиева к главе пермской администрации сообщается, что к системе «Автовокзала» подключены 30 перевозчиков в крае и один в Перми: всего у них 99 валидаторов. Несмотря на то, что их отсутствие не дает возможности получать субсидии за перевозку региональных и федеральных льготников, предприниматели продолжают добиваться права работать с уже отлаженными системами. Они дают перевозчикам более широкие возможности контролировать бизнес-процессы: помимо учета поездок к системам подключены функции, связанные с бухгалтерией и даже с учетом топлива.
«Перевозчики работают над внедрением электронных систем, как минимум, с 2012 года. Мы установили валидаторы в 2013-м. Только на моем предприятии ими оснащено 130 автобусов – это больше, чем «Автовокзал» установил по всему краю! А всего в Перми около 500 валидаторов. Почему мы должны отказываться от своих наработок? – рассуждает Валерий Ротманов, директор ООО «Мега-Групп». – Наша система позволяет вести учет по 16 позициям. Край предлагает все это стереть и заменить только двумя функциями – учет федеральных и региональных льготников», – описал он ситуацию.
По его словам, «Автовокзал» настаивает на том, чтобы перевозчики работали только с их системой (с программой ООО «Бенток-Смоленск»). Заместитель директора ПКГУП «Автовокзал» Владимир Костыгин в ходе совещания предложил предпринимателям обратиться к разработчикам «Бенток-Смоленск», чтобы получить нужные дополнительные функции. «Я не сомневаюсь, что их программисты могут доработать систему под наши нужды, но это требует дополнительной оплаты. Почему мы должны платить за то, что у нас уже есть?» – спрашивает перевозчик Валерий Ротманов.
По его мнению, власти, предлагая новую систему тем, кто уже работает с более удобными аналогами, пытаются «запрыгнуть в последний вагон поезда и оттуда им управлять». И добавляет: «Чтобы рулить, надо быть в локомотиве».
Читайте также УФАС дало краевым властям срок до 25 июня на устранение нарушений при внедрении электронных проездных
Билет, откройся
Г-н Ротманов также отметил, что нет технических препятствий для того, чтобы установить программу «Бенток-Смоленск» на валидатор с действующей системой. «Наш разработчик «Гольфстрим» готов открыть коды, чтобы это сделать, но «Автовокзал» выкручивает руки: только их система – и все», – говорит он. По его подсчетам, подключение к системе «Автовокзала» может стоить его компании от 1 до 6 млн рублей, в зависимости от условий, на которых сторонам удастся договориться.
Денис Гвоздев считает, что установка на один валидатор двух программ – неудачное решение. «Системы в таком случае будут работать параллельно, никакой общей картины о работе предприятия перевозчику это не даст», – утверждает он. Компания «Прокарт» обращалась в «Бенток-Смоленск» с просьбой предоставить правила работы с их системой для доработки своего программного обеспечения, чтобы их клиенты получили возможность работать с картами, выпущенными краевыми властями. По словам г-на Гвоздева, в ответ «Бенток-Смоленск» запросил исходный код их системы, «который отношения к делу не имеет». «Это искусственное затягивание решения вопроса», – отмечает собеседник. Он также добавил, что в ходе переписки по данному вопросу «Бенток» прямо указал, что расценивает компанию «Прокарт» как конкурента, и потому не может предоставить им данные. Г-н Гвоздев уверен: ровно такое же отношение будет абсолютно ко всем сторонним компаниям.
Таким образом, сейчас борьба старых и новых систем учета идет в плоскости программного обеспечения. По оценкам одного из участников рынка перевозок, с одной стороны, «Бенток» рассчитывает со временем начать оказывать перевозчикам не только услуги по учету льготников, но и остальные необходимые им для ведения бизнеса. «Прокарт» также заинтересован не просто в том, чтобы остаться на рынке Перми, но и в увеличении числа клиентов.