«Онэксим» может продать свою долю в «Уралкалии». Аналитики указывают на слишком высокий размер сделки для потенциального покупателя
Группа «Онэксим» Михаила Прохорова ведет переговоры с «Уралхимом» о продаже своей доли в «Уралкалии», сообщает ТАСС со ссылкой на Bloomberg. По информации двух знакомых с ситуацией источников, г-н Прохоров в результате сделки может получить около 4 млрд долларов. Примечательно, что соглашение еще не достигнуто и российский бизнесмен не принял окончательного решения о продаже. Один из источников уточнил, что другой вариант сделки предполагает продажу 20-процентной доли «Онэксима» самому «Уралкалию».
В калийной компании не стали ни подтверждать, ни опровергать обсуждаемую информацию, добавив, что действия акционеров предприятия не комментируют. Не дали пояснений и в «Онэксиме».
Напомним, в мае этого года «Уралкалий» объявил четвертый buy back, до 19 сентября производитель планирует выкупить с рынка 4% своих акций, опустив free float ниже 5%. Ценные бумаги приобретаются на Московской бирже и на внебиржевом рынке, в том числе в рамках частных сделок, включая опционные соглашения. Глобальные депозитарные расписки (ГДР) также могут приобретаться в частных сделках и опционных соглашениях.
В связи с тем, что по итогам ранее завершенных buy back число акций «Уралкалия», находящихся в свободном обращении, сократилось до 8,96%, Московская биржа может в процессе реализации buy back понизить уровень листинга акций с Первого до Третьего уровня. А понижение free float ниже 5% создаст условия для принудительного выкупа акций у остальных акционеров.
Акционеры и калий
В 2013 году «Онэксим» и «Уралхим» Дмитрия Мазепина приобрели у структур Сулеймана Керимова суммарно 48,75% акций «Уралкалия», из них «Уралхиму» принадлежали 19,99%, «Онэксим» – порядка 27,09%. Стоимость пакета могла обойтись группе Михаила Прохорова примерно в 4,8-4,9 млрд долларов. В 2015 году компания сократила свою долю в «Уралкалии» на 7%, продав ценные бумаги в ходе buy back.
В собственности «Уралхима» находится 19,99% акций. Как пишут «Ведомости», всего за последние несколько лет структуры «Уралкалия» собрали более 50% акций материнской компании.
Портфельный управляющий ООО «УК «Кастом Кэпитал» Григорий Бурлуцкий говорит, что в информации о продаже «Онэксимом» доли в калийной компании нет ничего удивительного. «Михаил Прохоров изначально рассматривался многими как временный владелец бывшей доли Сулеймана Керимова – только у него на тот момент нашлось достаточно свободных средств для приобретения акций «Уралкалия». Поэтому слухи о продаже доли «Онэксима» ходили всегда, особенно они усилились после того, как «Уралкалий» начал активно выкупать свои акции с рынка и у других крупных инвесторов», – высказался г-н Бурлуцкий.
Еще год назад сообщалось, что «Уралхим» хочет привлечь в госбанках кредит на 1,5 млрд долларов для выкупа доли партнера в калийной компании. Однако тогда соглашение не было достигнуто, да и «Онэксим» не получал предложений о продаже своей доли в «Уралкалии», говорил источник, близкий к группе г-на Прохорова.
Непрофильный бизнес
По мнению старшего аналитика ИК «Окей Брокер» Романа Ткачука, намерения группы «Онэксим» продать акции «Уралкалия» понятны. «Михаил Прохоров участвовал в разных проектах, в политике. Однако в последние годы он «выходил в кэш», продавая свои активы по хорошей цене. Калий для него, можно сказать, непрофильный бизнес», – отмечает г-н Ткачук.
Подробности сделки могут появиться ближе к концу месяца, рассказывают «Интерфаксу» источники, знакомые с ситуацией. Однако опрошенные эксперты сомневаются в том, что г-н Прохоров сможет выручить за пакет акций общества 4 млрд долларов.
В «Окей Брокер» говорят, что акции «Уралкалия» могут быть интересны «Уралхиму». «Однако откуда у Дмитрия Мазепина и его партнеров найдутся 4 млрд долларов для сделки, которые озвучивалась в СМИ? Также покупателем мог бы выступить и сам «Уралкалий», – рассуждает г-н Ткачук. Однако у калийной компании сегодня и без того высокая кредитная нагрузка – чистый долг общества приближается к 6 млрд долларов – придется опять брать кредит. С другой стороны, подчеркивает аналитик инвестиционной компании, у «Уралкалия» есть кредитные линии в банках-партнерах – в Сбербанке и других.
Отметим, на счетах общества на конец 2015 года было 1,1 млрд долларов. В марте компания привлекала кредитные линии Сбербанка на 3,9 млрд долларов, в апреле – предэкспортный кредит на 1,2 млрд долларов.
При выкупе пакета «Онэксима» за 4 млрд долларов, соотношение чистого долга к EBITDA вырастет до 6,7. При таких условиях компания может не потянуть обслуживание долга и финансирование капвложений, отмечает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов.
По словам портфельного управляющего УК «Кастом Кэпитал», в 2013 году, когда «Онэксим» выкупала ценные бумаги калийного гиганта, доллар стоил примерно 32-33 рубля, а сейчас он почти в два раза дороже. Это означает, что рублевая цена «Уралкалия» может быть в два раза выше. «Сейчас трудно поверить, что «Онэксим» действительно получит запрашиваемую цену, однако то, что «Уралкалий» будет продаваться с некоторой премией к рынку, весьма вероятно, а значит, и рыночные котировки акций компании могут отреагировать ростом в краткосрочной перспективе – весь вопрос в том, на какой сумме договорятся стороны», – считает Григорий Бурлуцкий.
Экспертам ИК «АТОН» непонятна логика этой сделки, учитывая слабую конъюнктуру на рынке. Аналитики инвестиционной компании оценивают ее вероятность как низкую.
Если Михаил Прохоров согласится продать акции калийного общества по выгодной покупателю цене, то сделка может состояться, считает Роман Ткачук. Однако бизнесмен, скорее всего, намерен получить за них примерно такую же цену, по которой купил. Продавая акции по текущим котировкам, г-н Прохоров получит убыток.
Из состава собственников калийного гиганта уже вышел крупный бизнес – китайская Chengdong Investment Corporation (CIC, «дочка» China Investment Corporation), продавшая во время очередного buy back свои 12,5%. «Акрон» продал оставшиеся 0,93 % акций в марте текущего года. Практически все крупные частные акционеры также продали свои акции в ходе реализации последних двух buy back.