Юрий Чирков, глава Гильдии мастеров Урала, рассказал Business Class о том, как он продвигает главный пермский бренд и почему на фестиваль «Горнило Сварога» стремятся попасть иностранцы
В День города в Перми проходит фестиваль металла и огня «Горнило Сварога». На Эспланаде собрались более 60 кузнецов из разных городов России и зарубежья, которые в течение двух дней неустанно куют, стучат молотками, варят и льют металл. Жители могут увидеть, как из груды металла появляется изысканная художественная скульптура с узорами, рисунками, символами. Главная тема этого года – «Хранители времени». По задумке гости погружаются в атмосферу ремесленной слободы XV-XVI веков.
Главный арт-объект, созданный мастерами, представляет собой конструкцию с двуглавым конем и человеческой личиной. Символизирует он защитную функцию, несущую печать времени и память наших предков. На протяжении нескольких недель глава Гильдии мастеров Урала Юрий Чирков готовил основную часть объекта –раму. На ней, по задумке кузнеца, во время фестиваля каждый из участников разместит свое домашнее задание –кованое изделия сюжета Пермского звериного стиля.
– «Горнило Сварога» – один из передовых фестивалей в России, и с каждым годом он становится все популярнее, а уровень участников – выше. К нам многие просятся. Приезжают мэтры художественной ковки, которые заканчивали специальные училища и преподают в них. Очень хотят попасть ребята из Польши, Франции, Чехии, но при этом просят оплачивать проезд и проживание, в отличие от наших друзей, которые практически за все платят сами, – говорит Юрий Чирков.
Мастер утверждает, что опытные кузнецы стремятся занять себе место на фестивале – до такой степени «Горнило Сварога» раскрутили, что участвовать в нем стало модно, престижно.
– Нынче еще и тема особенная – Пермский звериный стиль. Некоторые кузнецы из других городов даже и не знали раньше, что это такое. Поэтому каждому я предварительно дал домашнее задание – почитать, выучить и подготовить небольшую работу на фестиваль. Понемногу я веду пропаганду пермских брендов, буду делать это теперь каждый год. Пускай все знают.
– С наступлением кризиса изменилось ли число и география участников?
– Количество кузнецов, которые приезжают на фестиваль, выросло, особенно в кризис. Я только догадываюсь, с чем это связано. Думаю, из-за отсутствия «конкурентов». В России ведь много фестивалей, которые сначала ярко горят, а затем начинают затухать, погибать. В Бывалино, например, фестиваль проводит батюшка. Но он болеет, а преемников нет. Наш «Горнило Сварога» уже проверен временем.
– Вы начали говорить о том, что с помощью «Горнило» продвигаете пермские бренды среди приезжающих сюда людей. А что фестиваль делает для самого города?
– Известно, что после фестиваля наши работы вынесут на Эспланаду и украсят ими центр Перми. Но мы давно бьемся за то, чтобы создать в городе постоянный парк кованых скульптур, похожий на тот, что есть в Донецке (Парк был открыт в августе 2001 года. Там представлено 220 композиций художественного металла – несколько беседок, знаки зодиака, сказочные персонажи, скамейки «для влюбленных», арки и др. – Прим. bc).В нем можно было бы делать памятные фотографии, любоваться красотой металла, изучать экспонаты.
– Сложно ли кузнецу сейчас работать, продвигать свою продукцию и содержать кузницу?
– Не сложно, если активно работать. Заказов достаточно, иногда даже приходится набирать людей на подработку. Кованые изделия у потребителей очень востребованы.
– А можно выделить какую-то тенденцию? Что люди заказывают чаще всего?
– Чаще всего делаем перила, решетки, бра, люстры, ворота. Это люди очень любят заказывать. А моды на определенные сюжеты нет. На Пермский звериный стиль, к сожалению, тоже. Я вот начал его раскручивать и, думаю, что в скоро времени он станет популярным. Хочется, чтобы заказывали эти фигуры и ставили их у себя на участках, а лучше у ворот, чтобы прохожие видели…
– Вам, наверное, надоело изо дня в день изготавливать перила и решетки.
– Этим занимаются мои ученики. Я перешел на скульптуры. Медеплавильные, миниатюрные, кованые. Эксклюзивные, дорогие (то есть без сварки) и простые. В кризис, правда, на такие изделия заказов очень мало. Удовольствие то не дешевое – в среднем 50-150 тысяч. Зависит от объема ковки.
–Много в Перми молодых кузнецов? На каком уровне сейчас кузнечное дело в крае?
– Лет 15 назад Урал не был передовиком в этом направлении. Потом мы начали продвигать, организовывали мастер-классы. И люди стали «заражаться» огнем, горячим металлом. Кузнецов и тех, кто уважает этот труд, стало больше. Но я заметил одну тенденцию – мастера ограничиваются лишь поиском заказов, им деньги нужны. А я пытаюсь объяснить, что нужно и общественной деятельностью заниматься – проводить фестивали, экскурсии. Благодаря этому ты становишься знаменит, тебя показывают по телевидению, тебе доверяют. И количество клиентов увеличивается. Я 10 лет потратил на такую работу, теперь мою рыжую бороду узнают везде (смеется), и люди приходят за заказами, даже если понимают, что у меня цены выше.
– В последнее время появилась тяга к ручному труду. Многие занялись чем-то прикладным – изготовлением сувениров, шитьем, лепкой. Как вы считаете, откуда такая тенденция?
– Все понимают, что сейчас, перебирая бумажки, больше деньги не заработать. А сделав что-то уникальное и продав это, можно получить неплохой гонорар. Я поддерживаю этот тренд и помогаю всем, у кого руки золотые. А дальше они идут и делают. Снимают помещение и работают там, или куют у себя на даче, в гараже. Многие уезжают в Москву и Питер, но там конкуренция большая. Я пытался в столице открыть кузницу, но не получилось. Теперь нацелился на Крым. Сделаю там детский фестиваль - уже договорился с министерством культуры и с местными кузнецами.
–Кузнечное ремесло и кузнечное производство имеют многовековую историю. За тысячелетия изменился подход к делу, инструменты, технология. Можете рассказать, какая она - кузница 21 века?
– Отношение мастеров к своему делу не изменилось совсем. А технологии, конечно, другие, современные. Но мы пытаемся возродить историю, сохранить наследие предков и вернуть меха, например. Ведь если электричество гаснет, работа встает. А с мехами ты от таких происшествий не зависишь. Мы должны помнить о прошлом, думать о будущем, а жить в настоящем.
– Мехами, между прочим, не так-то просто управлять.Кузнец – это, конечно, мужская профессия.Но в Перми есть и женщины, занимающиеся этим непростым делом. Как они справляются? Ведь, как правило, кузнец должен обладать большой физической силой.
– Сейчас кузнец уже не большой и сильный – это не главное. Он терпеливый, умный, смекалистый и, конечно, образованный. Правда, училищ, в которых обучают, например, промышленной ковке, у нас нет. Я пытаюсь решать эту проблему, но все как всегда упирается в бумажки. А кузнецы - не бюрократы. Они люди дела.
Фестиваль «Горнило Сварога» будет проходить два дня – 12 и 13 июня на Эспланаде. Желающие смогут посетить мастер-классы, ярмарку, поучаствовать в обрядах, конкурсах и народных играх, а также стать свидетелями творчества иностранных и российских кузнецов.
Текст: Надежда Касьянова. Фото: Анастасия Яковлева