Реконструкция здания Речного вокзала идет полным ходом. Бульдозерами и другой тяжелой техникой полностью разобрана треть строения. Работы планируют полностью завершить осенью 2017 года
Речной вокзал, каким он был до весны этого года, останется только в памяти пермяков. Разрушающееся строение подверглось радикальной реконструкции.
Бульдозерами разобрана треть здания, специальными машинами начисто вычищены «внутренности» вокзала. Как поясняют в министерстве строительства и ЖКХ Пермского края, уничтоженную часть восстановят и вернут зданию первозданный вид, задуманный архитектором Александром Гринбергом в 1930 году. Оно останется двухэтажным, с цокольным этажом.
«Первая секция здания находилась в аварийном состоянии и отсутствовала возможность ее сохранения путем усиления, в связи с чем разработано решение по демонтажу первой секции здания с последующим восстановлением исторического облика», — пояснили в ведомстве.
Памятник представляет собой протяженную композицию из трех разновеликих объемов. В оформлении фасадов применены элементы классических ордеров. Средний объем выделен из общей плоскости фасадов ризалитами и по высоте выше крыльев. Стены с северного и южного фасадов оформлены трехарочными портиками, по флангам которых — витражи в два этажа. Восточный объем с северного и южного фасадов имеет витражи в первом этаже и парные окна во втором, второй этаж северного фасада имеет глубокую лоджию-галерею. Межоконные просветы заполнены спаренными филенчатыми пилястрами. К первому этажу северного фасада примыкает входной портик с четырьмя колоннами и балюстрадой. Восточный фасад имеет три ряда поясков в поле второго этажа, углы первого этажа оформлены штукатурной рустовкой. Западный объем с северного и южного фасадов имеет парные окна в промежутках между спаренными филенчатыми пилястрами, в оформлении южного фасада применены круглые окна — иллюминаторы. Западный фасад фланкирован спренными пилястрами.
Демонтаж выполняет ООО «Акрополь-М». В апреле 2016 года с компанией заключен государственный контракт. Министерством культуры Пермского края выдано разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Аукцион ногу сломит
Подбор подрядчика для проведения работ по реконструкции проходил мучительно. Аукцион по выполнению строительно-монтажных работ на объекте проводился несколько раз. Первый был объявлен в начале декабря 2015 года. По решению заказчика он неоднократно переносился, однако в январе закупку отменили.
Информация о проведении второго аукциона появилась в начале февраля. Начальная (максимальная) цена контракта составляла 241,66 млн рублей. Заявки на участие в нем подали компании «Акрополь-М» и «Пермстроймет+». Первая компания предложила за работу 239,25 млн рублей. Вторая компания – 240,45 млн рублей. В конце февраля аукцион на приспособление здания Речного вокзала для современного использования был признан несостоявшимся. Аукционная комиссия приняла решение о несоответствии вторых частей заявок на участие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Следующий аукцион был идентичен предыдущему, начальная (максимальная) цена контракта осталась прежней – 241,66 млн рублей. К этому конкурсу вопросы возникли у Пермского УФАС, который обязал министерство отменить аукцион и внести изменения в документацию.
На последний аукцион поступила единственная заявка от компании «Акрополь-М», которая была признана соответствующей условиям закупки.
Согласно технической документации, подрядчику необходимо провести подготовительные работы и устройство наружных сетей, земляные работы, обеспечить устройство фундаментов и несущего каркаса зданий. После этого запланированы кровельные и отделочные работы и работы по благоустройству. В рамках приспособления здания для современного использования будет установлена новая вентиляция и внутренние сети водоснабжения и водоотведения.
Ломать и строить
Реконструкция ведется в соответствии с разработанной в 2015 году научно-проектной документацией на приспособление здания Речного вокзала для современного использования. Проектом предусмотрена подготовка строения под административно-общественное использование. Здесь разместят встроенные помещения различного функционального назначения: выставочный зал, интернет-кафе на 102 посадочных места, конференц-зал на 117 мест, офисные помещения.
По планам реконструкция должна была завершиться в сентябре 2017 года. После этого в здание вокзала должен переехать Музей современного искусства, базирующийся сейчас в арендуемом здании на Бульваре Гагарина. Но, как отмечали представители PERMM, проект, который реализует УКС, не готов для полноценной музейной работы, необходим проект дизайна экспозиционного пространства.
«Проектная документация была разработана как приспособление здания для современного использования. Это просто восстановление Речного вокзала. Серые мраморные колонны, бронзовые капители, розовые потолки. Важная задача – формирование проекта музея внутри существующего проекта реконструкции. Это и экспозиция и зоны музейных сервисов, и проект освещения, контур безопасности, климатические системы. Если к сентябрю 2017 года Речной вокзал будет готов для переезда, то для размещения музея – нет. Параллельно необходимо делать проектирование. И нужно будет потратить несколько месяцев на то, чтобы подготовить здание под музей. А это, в лучшем случае, конец 2017-го, начало 2018 года», — рассказала арт-директор PERMM Наиля Аллахвердиева.
Ранее в министерстве культуры представителям PERMM пообещали, что переезд произойдет до конца 2017 года, даже если проект приспособления Речного вокзала под музей, на который нужен отдельный бюджет, еще не разработают. Министр культуры Пермского края Игорь Гладнев пояснил, что пространства здания будут готовы для размещения экспонатов и «иных творческих проектов».
План «Меганом»
В 2009 году оригинальный проект по приспособлению Речного под музей современного искусства разработало московское архитектурное бюро «Проект Меганом». В результате реконструкции музей получил бы около 10 тысяч квадратных метров красивых выставочных и вспомогательных площадей.
Рядом со зданием предусматривалась новая пешеходная зона со специальным мощением, которая могла быть и причалом для судов, и мелким бассейном летом, и катком зимой, и просто площадью для народных гуляний с видом на кафедральный собор. Под ней платформа-аудиториум, где располагается галерея, трехзальный кинотеатр, медиатека, магазин и кафе.
В историческом здании стены, детали фасада и внутренние лестницы оставались прежними, а при замене кровли появлялись надстройки из опалового белого стекла с видом на Каму и город.
Проект был детально продуман, прошел все экспертизы, но оказался слишком дорогим. Предварительная оценка стоимости работ по разработке — около 900 тысяч долларов. От него отказались.
Сигнал судов остался прежним
Речной вокзал — визитная карточка Перми. Его строительство начато в 1930 г. по проекту архитектора Александра Гринберга. В 1937-38 гг. в первоначальный проект внесены некоторые изменения, касающиеся, в основном, отделки фасадов. Властями стройке придавалось огромное значение.
Вокзал в стиле сталинского ампира сдан в эксплуатацию 6 ноября 1940 года с недоделками — отсутствовали лестницы и крыльца, вход с западного фасада, портики северного и западного фасадов. Крыльца и лестницы достроены в 1941 г., от портиков решено отказаться. Тем не менее, по своим размерам, комфортабельности и архитектурному оформлению вокзал занимал 2-е место в СССР после Химкинского речного вокзала в Москве. Памятник архитектуры 1940-х гг. с оригинальным использованием элементов классических ордеров в оформлении фасадов стал украшением и градостроительным акцентом набережной р. Камы.
Вокзал более 50 лет служил по своему прямо назначению. В годы Великой Отечественной войны здесь размещался мобилизационный пункт и военная комендатура. Зал ожидания использовался под танцплощадку. С 1991 года, когда количество судовых пассажирских перевозок значительно снизилось, здание перестало использоваться в качестве вокзала и половина площадей сдаются в аренду коммерческим структурам.
Часть помещений вокзала отдана под торговые площади, часть – под игровые автоматы. В 2009 году здесь открылся Музей современного искусства.
Фото Речного вокзала 1940-1970гг.: Государственный архив Пермского края
Фото «Проект Меганом»: PERMM