В краевом министерстве спорта разрабатывают туристический маршрут для водных путешествий по Приволжскому округу. В турфирмах отмечают: их собственные аналогичные программы популярны, несмотря на то, что они стали менее доступны
В Приволжском федеральном округе разрабатывают проект межрегионального маршрута с рабочим названием «Великая Волга» или «Волжская мозаика». Он объединит близлежащие регионы в целях формирования туристического потока между ними. Об этом Business Class рассказала Юлия Кузнецова, и.о. начальника отдела развития туризма Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края. По ее словам, предлагается множество вариаций маршрута. К примеру, это может быть путешествие по пути Татарстан – Удмуртия – Пермский край, или же из Прикамья в Удмуртию, Ульяновск и затем в Самару. Рассматриваются варианты передвижения между регионами речным транспортом по Волге и Каме.
Как пояснила г-жа Кузнецова, инициатива создания проекта исходила от властей Татарстана. Идея создать продукт, который способствовал бы «обмену туристами» именно внутри федерального округа, без «утечки» в столицы, была высказана весной на одном из туристических форумов в Казани. В разработке проекта участвуют все регионы ПФО: все они обменялись предложениями относительно того, где и как смогут принять туристов соседей. Будет ли проект претендовать на федеральное финансирование, в минспорта пока не знают. Между тем Ростуризм намерен заняться продвижением бренда «Реки России», который связан с развитием речного туризма.
Татьяна Нешатова, директор «Экспресс-тур», рассказала, что компания организует речные круизы «Пермская кругосветка» с экскурсионной программой по маршруту Пермь – Самара – Нижний Новгород – Казань – Пермь. Стоянки предусмотрены в 15 городах. По ее словам, в нынешней ситуации заполняемость теплохода «Родная Русь», на котором ходят, в том числе, и в «Пермскую кругосветку», хуже, чем у теплохода «Русь Великая», путевки на который стоят дороже. «Те, кто раньше мог позволить себе купить путевку за 80-90 тыс. рублей, и сейчас не меняют привычек. Заполняемость теплохода, рассчитанного на средний класс, идет на спад: часть тех, у кого бюджет отпуска составлял 20-40 тыс. рублей, сейчас отдыхают, не выезжая далеко, на дачах», – пояснила г-жа Нешатова. Она также отметила, что судовладельцы, представляющие средний бизнес, не получают поддержки от властей. «Мы продвигаем Пермский край на федеральном уровне, и информационная поддержка пригодилась бы. Нужно привлекать туристов из других регионов и особенн из столичных городов – они могут позволить себе потратить больше средств на отдых», – добавила собеседница.
Директор «Кам тур» Сергей Елькин также отмечает, что речные маршруты из Перми до городов ПФО – Казани, Самары, Саратова, работают много лет. «Тематические программы можно сделать более насыщенными и современными, но в целом маршрутная сеть в этой части устоялась, – отмечает он. – Эти направления пользуются стабильным спросом. Раньше были популярны круизы до Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Астрахани и другие с продолжительностью от 14 до 21 дня. Сейчас темп жизни ускорился, и туристы предпочитают маршруты, рассчитанные на 5-8 дней», – рассказал г-н Елькин.
По его словам, спрос на речные круизы в этом году в целом не изменился по сравнению с прошлым: с одной стороны, появились новые клиенты, которые раньше предпочитали другие виды отдыха. А с другой – в силу кризиса увеличилось количество людей, которые не могут себе позволить отдых в круизе. По словам директора компании «Спутник» Леонида Маркина, спрос на круизы увеличился на 15-20%. «Нельзя сказать, что из-за роста цен на пляжный отдых все, кто раньше ездил в Турцию и Египет, теперь поехали в речные круизы – это совершенно другой тип отдыха. Но определенная доля таких клиентов есть», – добавил Леонид Маркин, директор компании «Спутник».
По словам г-на Маркина, цены на речные круизы за последний год поднялись «на уровень инфляции». «Основная часть стоимости путевки – это расходы на топливо и питание. Дорожает и то и другое. Если мы закладывали бы в цену круиза все затраты, то стоимость стала бы неподъемной, поэтому сокращается рентабельность. На подготовку теплохода к навигации ежегодно уходит от 3 до 5 млн рублей», – рассказал он.
Речной вокзал Пермь I является отправной точкой регулярных круизных и пассажирских рейсов до Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ярославля, Астрахани, Ростова-на-Дону, Уфы, Казани, Чебоксар, Елабуги и других крупных городов России. Традиционно навигация по Каме начинается в середине мая и заканчивается к концу сентября. За это время одно судно совершает около четырнадцати рейсов разной продолжительности. В графике движения могут быть и круизы «выходного дня», и двухнедельные туры.