В Пермском крае на 15% сократились оптовые продажи алкоголя. Крупные торговые сети предпочитают обходиться без посредников, закупать напитки у производителей и развивать собственные торговые марки. Они привлекают покупателей своей дешевизной
За январь-июнь 2016 года организациями оптовой торговли Прикамья продано алкогольной продукции и пива на общую сумму 5,817 млрд рублей, что в фактически действующих ценах на 14,7% меньше, чем за первое полугодие прошлого года. Такие данные приводит Пермьстат. Сильнее всего упали объемы реализации слабоалкогольных напитков – почти на 70%. Продажи пива и шампанского в оптовом звене сократились на 38,3% и 37,4% соответственно. В натуральном выражении оптовиками отгружено 10,5 млн литров пива. Это самая востребованная у магазинов, баров и кафе категория алкогольной продукции. На втором месте – водка и ликероводочные изделия, к которым в отчете Пермьстата относится и виски. С начала года реализовано 6,84 млн литров этих напитков, что на 20% меньше прошлогоднего показателя.
По мнению Вадима Дробиза, директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), к снижению оптовых продаж в крае привела политика крупных торговых сетей. «Их задача – избавиться от оптового звена. Федеральные сети сотрудничают напрямую с производителями и сами выстраивают логистику. Строят распределительные центры, получают лицензии на оптовую продажу алкоголя, развозят товар по точкам на собственных машинах. Это выгодно, поскольку в таком случае оптовик не «сжирает» свою часть наценки – около 20%», – пояснил г-н Дробиз.
Директор сети магазинов «Семья» Елена Гилязова подтвердила, что компания работает напрямую с производителями вина. «Сами смотрим винодельни, отбираем и привозим вино, которого в Пермском крае не продают. По крепким алкогольным напиткам мы работаем по-другому», – отметила она.
Сделай сам.
По данным ритейл-аудита компании Nielsen, за последний год (с апреля 2015 года по март 2016 года) продажи собственных торговых марок сетей (СТМ) увеличились на 11% в натуральном выражении и на 27% – в денежном. При этом самый значительный рост продемонстрировала собственная алкогольная продукция – на 67%. Внутри алкогольной группы СТМ лучшую динамику продаж показали пиво и водка, которые выросли на 83% и 68% в натуральном выражении и на 74% и 53% в денежном.
Лидер по обороту СТМ – Центральный федеральный округ, где продается 40% всех частных марок. На втором месте Приволжский округ, доля которого в продажах СТМ России составляет 17%. Среди каналов продаж собственных марок уверенно лидируют дискаунтеры – на них приходится 60% продаж. Популярность СТМ обеспечивает их ценовая доступность. Часто товар собственной марки – самый дешевый среди своей категории. Покупатели продолжают охотно искать низкие цены и выгодные предложения, а ритейлеры, в свою очередь, расширяют ассортимент СТМ», – отмечает Дмитрий Швецов, директор по работе с розничными сетями Nielsen Россия.
«Посредством собственных марок ритейл дает потребителю возможность экономить, не теряя на качестве. Мы знаем, что наши клиенты особенно это ценят в нынешней непростой экономической ситуации», – заявил РБК представитель пресс-службы Metro С&С. Сейчас в сети представлены около 70 собственных торговых марок алкоголя, главным образом вина. В пресс-службе сети «Лента» изданию рассказали, что объемы продаж алкогольных СТМ за год вырос в два раза. В ассортименте ритейлера – около 100 позиций алкогольных напитков под собственными марками.