​Плюс ноль. Покупатели долго выбирают товары даже в период распродаж и в душе надеются на скидки до 90%

Операторы вынесли уроки из прошлого кризиса и не готовы продавать товары ниже себестоимости

В Перми завершается период распродаж в торговых центрах. Эксперты подчеркивают: в этом году большое количество пермяков чуть ли не с начала года откладывали покупки, чтобы дождаться скидок. Ряд покупателей предполагали скидки до 70-90%, но ритейлеры теперь осторожны в предоставлении дисконта. Одна из причин – в возросшей себестоимости товаров: операторы закупали вещи на этот сезон в то время, когда курс доллара и евро был на пике. Конечно, товарные остатки на складах распродавать необходимо, поэтому иногда ритейлеры готовы реализовывать товар по себестоимости и чуть выше, но никак не в убыток бизнесу.

«Сейчас огромные скидки бывают только тогда, когда оператор уже очень плохо себя чувствует и по большому счету устраивает распродажу перед закрытием. Все остальные, кто пережил кризис 2008-2010 годов, точно понимают, что такая стратегия направлена на «убийство» бизнеса. Для оператора лучше в определенные промежутки времени предлагать просчитанные скидки, понятные клиенту, чем устраивать «выбросы» товаров с огромным дисконтом.

В таком случае люди зачастую думают – «А вдруг скидка станет еще больше?» и не покупают. По сути, это означает «надеть петлю на шею» бизнесу. Многие операторы вынесли урок из предыдущего кризиса: предлагают скидки, но делают это очень взвешенно», – рассказывает Елена Жданова, директор УК «ЭКС».


«Цель таких акций – быстрее обернуть вложенные средства для обновления товарных запасов»


По словам Ивана Боровикова, генерального директора Mindbox, сезонность бизнеса в продажах одежды и обуви создает необходимость проведения распродаж. «Товар закупается коллекциями под конкретный сезон. К концу сезона обычно остается часть этой коллекции, в которые ритейлер вложил свои деньги. Соответственно, перед новым сезоном он решает проблему: либо быстро распродавать остатки на складах и направлять выручку на закупку новых коллекций, либо дополнительно вливать средства в бизнес (что обычно больно и дорого). Выбор в этой ситуации вполне очевиден. Поэтому цель таких акций – не столько приобрести лояльных покупателей или заработать на обороте, сколько быстрее обернуть вложенные средства для обновления товарных запасов», – поясняет Иван Боровиков.

Елена Жданова подчеркивает, что сегодня большинство магазинов стараются удержаться на грани безубыточности. «У некоторых, конечно, есть прибыль, но многие балансируют около нуля: их задача – понести все затраты (обеспечить зарплату, аренду, закупить товар и т. д.) и не выйти в минус», – добавляет г-жа Жданова. Иван Боровиков отмечает: продавцы сокращают размер собственной маржи (торговой накрутки), рассчитывая таким образом быстрее обернуть вложенные в товар деньги. «Конечно, всем хочется верить в то, что распродажа поменяет что-то в их бизнесе и после завершения акции: придут новые покупатели и настолько влюбятся в магазины, что будут ходить в них постоянно. Это хорошая гипотеза, но, к сожалению, в жизни не всегда так получается: распродажи мобилизуют людей, для которых решающим фактором является цена, и они немедленно убегут к конкуренту на следующую распродажу», – подчеркивает Иван Боровиков.

По данным исследования компании Nielsen, 76% потребителей говорят, что сократили свои траты по сравнению с предыдущим годом. В первую очередь они экономят на новой одежде (63%), развлечениях вне дома (59%), продуктах питания – переходят на более дешевые бренды (54%). 46% покупателей урезают бюджеты на выходные дни и отказываются от коротких отпусков, 42% откладывают обновление техники и электроники, 30% экономят на газе и электричестве.

По словам Константина Копытова, директора управляющей компании «Столица Пермь», в этом году активность покупателей в период распродаж находится на уровне прошлого года или даже чуть ниже. Главная причина, по его оценкам, – в отсутствии средств у населения. По данным Пермьстата, среднедушевые денежные доходы пермяков за первую половину 2016 года составили 26,945 тыс. рублей в месяц. Это на 12,5% ниже аналогичного периода прошлого года. Реальные располагаемые доходы сократились за это же время на 23,8%.

Константин Копытов также отмечает, что число посетителей в период распродаж не выросло. «В сегменте продаж одежды сильнее всего пострадали ритейлеры, работающие в ценовых сегментах «средний», «средний плюс». «Здесь объемы реализации серьезно упали, дешевые же товары пока еще покупают. Выживают дискаунтеры либо ритейлеры, модель работы которых позволяется создавать недорогие товары», – пояснял ранее Константин Копытов.