В то время как оборот традиционной розницы падает месяц к месяцу, новые позиции захватывают интернет-покупки. Но пока только 14,2% пермяков покупают одежду онлайн, оффлайн-магазинам бояться нечего
Несмотря на падение оборота розничной торговли в Пермском крае (как и в целом в России), рынок онлайн-продаж продолжает расти. По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли «АКИТ», объем онлайн-продаж в России по итогам 2016 года вырастет на 15% - до 850 млрд рублей.
По данным аналитиков крупнейшего портала товаров и услуг России Tiu.ru, в первой половине 2016 году покупатели Пермского края потратили на покупки в интернете 118 млн рублей. «И хотя это незначительная часть от всероссийского товарооборота, потенциал для роста в регионе есть. Внушительное количество компаний Пермского края уже давно оценили преимущества электронной коммерции и торгуют на площадке более трех лет. В то же время только за первые полгода 2016 года количество онлайн-предпринимателей выросло на 5%. Всего на портале зарегистрировано 13,758 тыс. компаний из Пермского края, а регион расположился на 14 месте по количеству интернет-предпринимателей, зарегистрированных на ресурсе.
По итогам полугодия Пермь попала в двадцатку городов, из которых приходит больше всего посетителей на торговую площадку. Среди онлайн-покупателей региона, по данным ресурса, преобладают люди в возрасте от 25 до 34 лет, а в гендерном распределении лидируют мужчины (57%)», – отмечают в Tiu.ru.
В 2014 году (более актуальной информации по региону пока нет), по данным компании InSales.ru, разработчика популярной платформы для онлайн-торговли, Пермь заняла 12-ю строчку в рейтинге российских городов по уровню развития потребительской электронной коммерции. Эксперты компании исследовали около 20 тыс. российских интернет-магазинов и установили, что их суммарный оборот в минувшем году составил 612 млрд рублей. Доля покупок жителей Перми составила 1,5% этой суммы, то есть порядка 9,18 млрд рублей.
14 процентов
По оценкам экспертов, через интернет пермяки приобретают одежду и обувь, бытовую технику, электронику и гаджеты. Еще одну большую группу «сетевых покупок» составляют товары для детей. По данным Пермьстата, проанализировавшего условия жизни в регионе, 14,2% жителей приобретают одежду и обувь через интернет, 11,4% – бытовую технику, 4,3% – продукты питания. В исследовании приняли участие жители Пермского края старше 15 лет.
Евгения Кубатина, руководитель интернет-магазина детских товаров «Пеленашка», отмечает, что зачастую пермяки не готовы приобретать крупногабаритные и дорогие товары в интернете. «У многих людей существует барьер к покупке в интернет-магазинах. Не готовы многие жители Прикамья к заказу товаров онлайн. Конечно, сегодня активнее себя проявляет молодежь, но за последний год мы увидели и позитивные изменения: приобретать товары в интернете стали и те, кто постарше. Исходя из опыта нашего магазина, могу сказать, что очень трудно решаются на покупку колясок, потребители хотят «потрогать-пощупать». Это связано с тем, что покупка дорогостоящая, и существует очень много нюансов при выборе товара (вес, амортизация, вместительность и т.п.)», – объясняет Евгения Кубатина.
Соперничать сложно
По оценкам участников рынка, одними из самых популярных сайтов для интернет-покупок являются Lamoda.ru, Ozon.ru и Aliexpress, а также интернет-магазины электроники и бытовой техники. Помимо гигантов интернет-торговли федерального или мирового масштаба в Перми представлены и «региональные» интернет-магазины, которыми, например, владеют небольшие предприниматели. По словам Евгении Кубатиной, последним тяжело конкурировать с лидерами рынка, но есть сегменты, в которых местные игроки имеют существенное преимущество. «Соперничать сложно по многим параметрам: сказываются наличие у федералов или иностранных интернет-магазинов раскрученного бренда, возможность размещать большой объем рекламы. Даже на уровне цен: у крупных игроков объем покупки у поставщика больший, чем у небольших, соответственно, и оптовая, и розничная цены - меньше. Хотя если речь идет о реализации товаров местных производителей (например, фермерских продуктов), то региональные игроки имеют определенную фору перед федералами. Сегодня во многих российских сетях представлены товары местных заводов, но их никак не сравнить с продукцией фермеров», – поясняет Евгения Кубатина.
Ранее в разговоре с корреспондентом Business Class Дмитрий Иванов, PR-директор интернет-магазина E96.RU, отмечал, что региональным интернет-магазинам в этом году придется непросто. «Всем, кто осуществляет менее 100 доставок в день, будет очень тяжело жить на существующей выручке. С одной стороны, их теснят федеральные сети, которые агрессивно заходят в онлайн-продажу, и даже некоторые из них фокусируются на этом канале, срезая площади своих оффлайновых магазинов. С другой стороны, их поджимают китайские интернет-магазины, которые прочно зашли на российский рынок в этом году и начали его перекраивать. Они уже изменили «Почту России» так, что товары из Китая за неделю доходят до двери покупателя. 20 предыдущих лет не изменили нашу государственную почту так, как это сделали китайцы за год», – рассуждает Дмитрий Иванов. У региональных игроков есть несколько вариантов развития своей стратегии для продолжения работы компании на рынке. «Во-первых, развивать свой сервис, чтобы нести какую-то ценность для клиента. Те, кто этого делать не будет, а просто умеют перепродавать товар, уйдут с рынка. Во-вторых, уходить в ниши, которые просто неинтересны гигантам. Третий путь – слияния и поглощения», – резюмирует Дмитрий Иванов.
Для бизнеса
В Tiu.ru подчеркивают, что сейчас электронная коммерция сосредоточена в основном в крупных городах России, однако в будущем регионы будут наращивать свою долю в обороте рынка. Важную роль в этом сыграет готовность как покупателей, так и предпринимателей отходить от стереотипов и доверять друг другу. По мнению руководителя портала товаров и услуг Tiu.ru Евгения Иванова, есть направления, работая в которых предприниматели региона имеют больше шансов на успех. «Наибольшей перспективой к росту в Пермском крае, на наш взгляд, обладают категории услуг для бизнеса и услуг так называемого формата c2c. Кроме того на портале заметен рост предпринимательства Пермского края, направленного на работу с соседними регионами в пределах Приволжского федерального округа», - констатирует Евгений Иванов.
Согласно прогнозам АКИТ, сделанным на основании исследования, подготовленного совместно с компанией GFK и «Почтой России», в этом году покупатели потратят в иностранных интернет-магазинах на 37% больше, чем в прошлом. Отечественный рынок электронной коммерции в целом за год вырастет на 15%. По оценкам АКИТ, в числе основных драйверов рынка интернет-торговли – рост количества интернет-пользователей, снижение стоимости мобильного интернета, повышение грамотности интернет-пользователей. Ключевыми сдерживающими рост факторами являются неблагоприятная экономическая ситуация и снижение покупательской способности.