Родина бардымской тюбетейки

Корреспондент Business Class отправился в село Березники, где 85-летняя мастерица вместе с дочерью вышивает головные уборы татар и башкир. Девять лет назад там появился уникальный музей тюбетейки.

Текст: Надежда Касьянова

Седьмую серию спецпроекта Business Class о путешествиях по Пермскому краю мы посвятили селу с очень распространенным в Прикамье названием – Березники. Находится оно в 12 километрах от Барды и в 150 километрах от Перми, рядом с рекой Тулвой. Село известно с 1734 года как деревня Канаул или Каен-Авыл (в переводе с башкирского Каен – береза, авыл – деревня). Живут в нем около 500 человек, практически все знают минимум два языка – башкирский и русский.

В 2007 году инициативные местные жители, думая о том, как привлечь в родную деревню туристов, написали проект этнографического музея и выиграли грант конкурса одной из крупных промышленных компаний Пермского края. Вскоре из экспозиции, посвященной домашней утвари и быту, вырос небольшой музей тулвинской тюбетейки, который сегодня регулярно посещают путешественники со всей России. В нем проводятся мастер-классы, отмечаются национальные праздники и пишется летопись бардымских Березников.

Одной из главных вдохновительниц для авторов проекта стала народный мастер Пермского края Ануза Сакаева – тюбетеечница, унаследовавшая талант от своей бабушки. Во многом благодаря ей и ее семье в селе родился новый туристический бренд района.


Тюбетейка – мужской или женский головной убор тюркских народов; в русском языке слово «тюбетейка» произошло от татарского/башкирского слова «түбәтәй», означающего круглую шапочку.

Характерным головным убором татар и башкир были тюбетейки тебети. Они богато украшались вышивкой цветными шелковыми или хлопчатобумажными нитями, расшивались бисером. Поверх тюбетейки летом надевали войлочные шляпы, а зимой – меховые шапки. Тюбетейки тулвинских татар и башкир шились из плиса или бархата черного цвета, реже – бордового или темно-зеленого, имели невысокий околыш и полусферический верх с четырьмя клиньями.


Анузе Сакаевой 85 лет. Ей трудно подниматься по лестнице – музей открыт на втором этаже местного Дома культуры, поэтому помогает дочь Фаукия Алиева. Она поправляет маме розовый, расшитый блестящим бисером платок, усаживает за стол поближе к стенду с коллекцией тюбетеек. Сама устраивается рядом.

Ануза родилась в Березниках и всю жизнь прожила здесь, ни разу надолго не покидая родное село. Воспитывалась бабушкой и, научившись у нее рукоделию, с 10 лет начала вышивать тюбетейки. Сначала использовала нитки мулине, а затем первая в Бардымском районе применила для вышивки бисер.

– Моя бабушка все умела делать. И благодаря ей я тоже умею все, – Ануза хорошо говорит по-русски, но часто использует в речи башкирские слова. Тогда ее дочери Фаукие приходится пояснять, что именно хотела сказать мама. – В детстве вышивала тюбетейки, но когда пошла работать и появились дети, рукодельничать некогда было. Вернулась к вышиванию уже на пенсии. Руки все помнят.

Ануза организовала в сельском клубе кружок, в который приглашала и детей, и взрослых. Обучила мастерству свою дочь (Фаукия вышивает с 90-х), знакомых, подруг. Позже, когда появился музей, его директор Венера Сарманова придумала еще один мобильный передвижной проект.

– Мы ездили по деревням с мастер-классами, обучали вышиванию тюбетеек, организовывали концерты. После этого в соседних поселениях девушки стали зарабатывать ручным трудом, – рассказывает Люра Мустаева. Она библиотекарь в Доме культуры, активно принимает участие во всех проектах музея тюбетейки.

На одну тюбетейку у Анузы уходит около недели. Она, сконфузившись, говорит, что сейчас заказы принимает редко. Вышивает только тогда, когда есть настроение. Работать приходится с мелкими деталями, а у пожилой мастерицы зрение в последнее время ухудшилось.

– Раньше мы вышивали только зимой – летом было много работы в поле и огороде. Садились за стол, включали лампу и работали. Во время войны тюбетейки обменивали на продукты – это нас с бабушкой очень выручало. Сейчас одна тюбетейка стоит 1000 рублей. Заказы в основном берет Фаукия. Я помогаю ей, если много желающих.

За материалами тюбетеечницы ездят в Барду: бисера, а тем более бархата в Березниках не сыщешь. Раньше и в районном центре не было материалов, приходилось все заказывать из Узбекистана – мастерицам привозили бусы, а они их распускали. Во все времена тюбетейки Анузы и Фаукии высоко ценились и пользовались спросом. Заказы приходили не только из ближайших деревень и городов, но даже из Европы и США.

– В 2013 году администрация Бардымского района попросила нас вышить 90 тюбетеек для гостей Всероссийского сельского сабантуя. Вдвоем мы, конечно, не справились. Привлекали мастериц из соседнего села Ишимово, передавали часть работы посетителям нашего кружка. Готовились с зимы, – говорит Фаукия Алиева.

Каждая тюбетеечница вышивает по собственному узору, лично ею придуманному и разработанному. Отличительные особенности рисунка Анузы – это лилия посередине и гусиные крылья по бокам (на гербе Бардымского района изображен гусь). У Фаукии в центре композиции тоже есть цветок, но он как бы пустой, не заполненный бисером внутри. А мастерицы из Ишимово украшают свои тюбетейки тремя листочками.

Работы местных искусниц есть в экспозиции музея. Представлена здесь и самая старая тюбетейка коллекции – ей больше 60 лет. Сотрудникам Дома культуры она досталась от одной из семей села Березники. Фаукия взялась за ее реставрацию, восстановила былую форму и почистила.

– Вообще мы здесь все делаем сами, никого специально не приглашаем. Мне, например, захотелось сделать альбом об истории нашего села. Почитала книги, поговорила со старожилами, собрала фотографии и все оформила, – говорит Люра Мустаева. – А экспозиции домашней утвари появилась в музее только благодаря одной из наших сотрудниц. Еще работая в соседней деревне, она начала коллекционировать старинные предметы быта. И, переехав к нам, забрала с собой все собрание. Так появилась, к примеру, прялка, ткацкий станок, горшки, чан для зерна, обувь и одежда.

Самая старая тюбетейка в коллекции музея

Может быть именно потому, что вся экспозиция составлена непрофессиональными музейщиками, она кажется немного наивной и любительской. Например, история села написана от руки на страницах большого фотоальбома. Подписи к экспонатам распечатаны на обычной бумаге и приклеены на скотч.

Экскурсионные группы в музей привозят несколько раз в неделю. Для гостей устраивают целые представления – сотрудницы Дома культуры встречают на крыльце в национальных костюмах, с песнями, танцами и угощением. Рассказывают о татаро-башкирском фольклоре, показывают библиотеку, проводят мастер-класс по изготовлению тюбетейки из бумаги, демонстрируют основную экспозицию. Потом предлагают чай с чак-чаком. Все это – лично их инициатива, даже сладости они готовят дома сами.

– Мы понимаем, что нужно развивать музей, расширять коллекцию. Сейчас она в основном состоит из работ местных мастериц, пополняется благодаря Анузе и Фаукие. Пишем проекты для новых конкурсов, – поясняет Люра Мустаева. – Открыли детский кружок рукоделия, где учим вышивать тюбетейки. Но школьники посидят немного, поработают, а потом скучают и бегут к компьютеру.

Ануза Сакаева тихо и с грустью добавляет:

– Раньше мужчины в тюбетейках постоянно ходили. А сейчас их носят только старики. Молодежь надевает на праздники.

– Секрет мастерства уходит вместе с пожилыми людьми. Есть потребность в возрождении этого ремесла, но пока обучаться вышивке хотят только пенсионеры. Если мне скажут – надо! – я тоже буду. Если, Ануза, ты не будешь работать, я выйду на пенсию и подменю, – подбадривает пожилую мастерицу Люра.

Березники – очень маленькое село, поэтому и достопримечательностей немного. Жители, рассказывая о своей малой родине, непременно вспоминают Масгута Имашева, композитора и музыканта. Его портрет встречают автомобилисты на повороте в деревню. А его бюст установлен во дворе местной школы.

Масгут Габдрахманович родился в Березниках в 1930 году, сейчас живет в Казани. В 1964-м окончил Казанскую государственную консерваторию имени Н.Г. Жиганова, написал музыку к 50 драматическим спектаклям и около 100 вокально-инструментальных сочинений на стихи татарских поэтов. В его репертуаре также есть песня про тюбетейку.

В селе есть магазинчик, в котором можно купить национальные сладости. Напротив Дома культуры стоит небольшая мечеть.

Многие местные жители передвигаются по селу на велосипедах

И если вы все-таки отправитесь в музей тюбетейки, на обратном пути загляните в село Ишимово (оно находится по другую сторону трассы). Из Ишимова дорога ведёт к реке Тулве, которая раньше была быстрой и полноводной. Сегодня она спокойная, но извилистая и живописная. Берега её в этом месте будто необитаемые (за час пребывания там мы встретили только пару цапель, которые охотились на рыбу). С одной стороны – поля и мелколесье, с другой – хребет, покрытый щетиной густых елей. На машине можно переехать через низкий мост и забраться на одну из вершин. С нее открывается панорама долины Тулвы, а вдалеке виднеется село Березники.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

– Село Березники находится в 150 километрах от Перми. Примерные координаты: 56.982868, 55.554234

– Музей тюбетейки расположен в Доме культуры по адресу: улица Советская, 11. Двигайтесь по главной улице и не заблудитесь

– В селе нет банкоматов, но в местных магазинах есть безналичный расчет

– Если вы хотите заказать тюбетейку или попробовать национальные блюда, позвоните в музей заранее – для вас все приготовят. Телефон 8-919-488-42-47 (директор Венера Сарманова)

Фото: Алексей МЕРКУЛОВ, perm.ru