И. о. руководителя пермского фонда капремонта Сергей Сесюнин рассказал о том, какие проблемы решает оператор, встречаясь с населением, почему долг по взносам равен половине собранных средств и сколько домов в регионе отремонтируют в этом году
Сергей Юрьевич, до ухода главы фонда Сергея Трандина вы являлись его заместителем, а теперь исполняете обязанности руководителя фонда капремонта. Что можете обозначить в качестве первых итогов работы регионального оператора?
– Когда я стал работать в фонде, жители активно обращались к нам. Мы рассматривали порядка тысячи обращений в месяц об отказах платить за капремонт. Вопросы были связаны и с финансированием оператора. Нам заявляли, что не хотят платить за капремонт из-за недоверия к фонду. Многие не понимали, что это за организация, поэтому было решено выезжать в территории. С августа 2015 года мы провели 50 встреч с жителями районов, рассказывали о работе фонда, о программе капремонта. Из встреч мы почерпнули и основные задачи работы с населением. Например, люди были недовольны тем, что до нас невозможно дозвониться. В результате фонд ввел многоканальный телефон. А чтобы активнее взаимодействовать с жителями, создали сайт организации и группы в соцсетях, публикуем важную информацию и отвечаем на вопросы собственников.
Контроль за способами пополнения фонда – еще одно важное направление работы 2015 года. Если собственники дома решили собирать деньги не на общем, а на специальном счете или наоборот, то об этом должны сообщить нам. Мы сверялись с решениями жителей, органов местного самоуправления. Это непрекращающаяся работа, но сейчас ее объем гораздо меньше.
На какие средства содержится фонд капремонта?
– Согласно жилищному законодательству и краевому закону, фонд ведет свою деятельность за счет субсидии из бюджета Пермского края. Деньги со счета регионального оператора могут расходоваться только на проведение капремонта.
Вы побывали на многих встречах с населением. Не секрет, что люди неоднозначно относятся к программе капремонта…
– Мы получали очень много негативной реакции, большинство были не согласны с самой системой. На тот момент (2015 год – ред.) собираемость взносов составляла порядка 10%. В некоторые территории мы приезжали по 2-3 раза, собирали залы по 300-500 человек – в Лысьве, Кунгуре, это очень много.
Основные проблемы, о которых говорили жители, – отсутствие платежных документов, недостаточная информированность о программе, несогласие с платежами. Сегодня ситуация начинает меняться. Согласно статистике call-центра, задаваемые вопросы стали переходить от общих к частным – как включить дом в программу на более ранние сроки, сколько денег накоплено. Конечно, многие до сих пор испытывают дефицит информации, потому что не пользуются интернетом, а ведь сеть сегодня – один из основных каналов распространения сведений.
Считаю, что рассказывать населению о работе регионального оператора надо было еще в период формирования фонда. Однако пока людям не придется вносить платежи, программа капремонта им неинтересна. Был случай, когда сотрудники фонда приехали в поселок Яйва, а его жителям вообще платежки не приходили, и на встречу пришли только человек 30. А вот когда через некоторое время специалисты регионального оператора приехали туда второй раз, население встречало их уже с платежками, долгами и массой вопросов…
В ближайшее время на платежных документах начнем размещать информацию о взносах за капремонт, начисленных и оплаченных собственником, – каждый сможет знать, сколько он внес на счет. Также в платежках будут публиковать, сколько взносов собрал его дом. Эта информация есть на сайте оператора, но мы решили размещать ее дополнительно.
Платить за капремонт население обязано с февраля 2015 года, когда была опубликована региональная программа. Первые платежки начали приходить пермякам в марте, однако некоторые не получают их до сих пор. Это связано с несовершенством нашей базы, в ней не было данных по всем собственникам. Сейчас мы восполняем недостаток информации, и в ноябре, когда обновится база, планируем распечатать акт сверки. После этого жители будут видеть все свои начисления с февраля прошлого года.
Тем, кто до сих пор не получают платежки, не начисляют пени за долги?
– Пока мы никому не насчитываем пени, вне зависимости от причины возникновения долга. Однако к концу этого года уже планируем ее выставлять. Фонд несколько раз откладывал этот момент, например, из-за того, что некоторые не получают платежки. Но сегодня мы видим, что многое сделали, чтобы решить эту проблему.
Тех, у кого накопился долг из-за отсутствия платежных документов, немного, и мы работаем с ними индивидуально. Если собственник сообщил нам, что не получал платежки и мы это подтвердили, то даем ему рассрочку по оплате взносов до конца года. Если человек не получает квитанции, но знает, что они приходят в его дом, он должен как-то отреагировать. Например, отправить в фонд документы, подтверждающие право собственности на квартиру, чтобы ему стали начислять платежи.
Как будет проводиться капремонт в домах, где много должников?
– В краевую программу включены около 15 тыс. домов, из них 11,6 тыс. собирают деньги на общем счете, 3,2 тыс. – на спецсчетах. Региональный оператор обязан провести ремонт в доме, если он включен в программу и есть в краткосрочном плане. Средства заимствуются с других домов в рамках одного муниципалитета, то есть на ремонт здания в Пермском районе можно расходовать деньги, накопленные домами Пермского района.
Однако если дому, жители которого выбрали спецсчет, не хватает средств на капремонт, то провести работы в нем не удастся. Заимствовать деньги с других объектов собственники уже не смогут. Есть возможность провести ремонт с помощью господдержки, но ее еще нужно получить, распределением субсидий занимается краевое правительство. Кроме того, даже с учетом господдержки собственники должны накопить не менее 30% от стоимости работ.
С тех, кто не оплачивает взносы, мы будем взыскивать платежи в судебном порядке. Сначала направляем им уведомления об обращении в суд, таких уведомлений уже отправили 5,5 тыс. на сумму более 15 млн рублей. Часть жителей сразу же добровольно частично или полностью погасили долги. Около 500 заявлений направили в суды. Отмечу, что в суде мы не получили ни одного отказа по взысканию задолженности. Потом мы обращаемся в службу судебных приставов – со всех, кто имеет официальный доход – зарплату или пенсию, стопроцентно взыщут долги. На сегодня в фонд внесено около 725 млн рублей при средней собираемости в 52%, но и долг немаленький – порядка 400 млн рублей. Например, среди проблемных муниципалитетов, где плохо платят за капремонт, – Кизеловский, Александровский районы, Горнозаводск.
Краевые власти заявляли, что в этом году в Пермском крае приведут в порядок около 800 домов. При этом в 2015 году удалось отремонтировать только 130, как вы успеете провести такой объем работ?
По нашим данным, план по ремонту на этот год значительно меньше. У фонда есть сформированный краткосрочный план, согласно которому в 2016 году региональный оператор приведет в порядок 418 домов – это 34 муниципалитета и 521 вид работ. Из них 68 видов работ уже выполняются, 259 видов работ – на этапе разработки проектно-сметной документации, около 184 видов работ размещены на конкурсе. Капремонт проведен в 14 домах.
В реализации программы действительно существуют проблемы. Мы двигаемся с двухмесячным отставанием от графика. Среди причин этого – несвоевременное получение решения о капремонте от собственников. Также в некоторых конкурсах не участвуют подрядчики, которые должны выполнять работы. По этой причине не состоялась часть конкурсов. Такая ситуация складывается в основном в отдаленных районах. Мы попросили местные власти представить нам перечень подрядных организаций, с которыми можно работать. Кроме того, при проведении капремонта, например, при замене стояков и системы теплоснабжения, жители домов не пускают рабочих в свои квартиры. Несмотря на это, при определенных условиях выполнение годового плана капремонта достижимо.
У жителей домов и управляющих компаний возникают претензии к качеству капремонта. Кто контролирует качество выполняемых работ?
– Этим занимается фонд, у нас есть служба техзаказчика, есть подрядчик, осуществляющий строительный контроль. В приемке работ участвуют УК и собственники – контролеров достаточно. Также в этом году краевой минстрой распорядился создать в муниципалитетах рабочие группы по контролю за реализацией краткосрочного плана капремонта. В большинстве районов такие группы созданы, в них входят представители властей, УК, уполномоченные лица по дому. У фонда нет возможности ежедневно контролировать работы на объектах хотя бы в силу своей отдаленности. Мы в территории выезжаем для контроля ключевых моментов.