Краевой «Автовокзал» вернул себе имущество, необходимое для обслуживания перевозок. Вторая часть плана по возвращению контроля над отраслью проваливается. Перевозчики успешно оспаривают в суде выставление маршрутов на торги
ПКГУП «Автовокзал» подписало мировое соглашение с арендаторами своего имущества – компаниями, подконтрольными ООО «Автовокзалы Прикамья». Информация об этом опубликована на сайте суда. Иски были поданы к компаниям «Альянс», «Пегас», «АВ-Запад», «АВ-Север», «АВ-Юг». Краевое предприятие требовало установить в договорах дату прекращения договоров аренды. По условиям мирового соглашения имущество вернут «Автовокзалу» 30 ноября. Об этом Business Class рассказал директор ООО «Автовокзалы Прикамья» Андрей Отинов. По его словам, компания максимально возможно оттянула дату прекращения договоров аренды. Изначально их сроки истекали в период с 15 сентября.
Автовокзал в Перми и несколько зданий в крае были выставлены на аукцион и перешли под контроль «Автовокзалов Прикамья» при губернаторе Олеге Чиркунове. Большая часть сделок совершена в сентябре 2011 года. Последние – в апреле 2012 года, их срок истекает в следующем году. С осени 2012 года краевые власти предпринимали не одну попытку вернуть себе имущество. ПКГУП «Автовокзал» обращалось в арбитражный суд с требованием о расторжении договоров в связи с невыполнением арендаторами своих обязательств. Другим иском пытался запретить арендаторам использовать компьютерную программу, с помощью которой они осуществляют управление всеми процессами автовокзальной деятельности. Далее последовало исковое заявление о признании сделок ничтожными, но и оно, в конечном счете, не было удовлетворено. Таким образом, с 2011 года предприятие так и не смогло восстановить операционную деятельность и начать выполнять свои профильные функции.
В 2016 году, в преддверии истечения пятилетнего срока договоров аренды, ПКГУП «Автовокзал» начало готовиться к возвращению имущества и системы пассажирских перевозок под свое управление. На базе краевого предприятия создан Единый центр управления пассажирскими перевозками, внедрена система электронных социальных проездных документов. Затем министерство транспорта Пермского края объявило конкурс на право обслуживания всех межмуниципальных автобусных маршрутов (всего их 285). Перевозчики считают, что у всех реформ минтранса одна цель – контролировать денежные потоки в отрасли.
«Тема такая – все должны работать с валидаторами и ежемесячно отчитываться обо всей своей выручке в Единый центр. Через два года минтранс получит данные о емкости рынка с точностью до копейки. Потом, как сказал замминистра транспорта Пермского края Денис Молодых на одной из встреч, будет новый конкурс, «самый честный». Минтранс скажет нам: сколько рублей ты хочешь получать за час работы на маршруте? И это будет единственным конкурсным критерием. Та информация, которую мы передаем через валидаторы, позволит им посчитать среднюю доходность. К примеру, это 1300 рублей в час. Конкурс, думаю, объявят со стартовой ценой 1200 рублей. Перевозчики начнут «бодаться», и чем ниже они уронят цену, тем больше достанется Единому центру», – описывал общее видение ситуации Олег Сасунов, директор ООО «Междугородние автобусные перевозки».
Однако разыграть все 285 маршрутов у министерства может не получиться. Сейчас торги отменены по решению УФАС, а перевозчики оспаривают в суде выставление отдельных маршрутов на торги. Подано более 20 исков, касающихся более 50 маршрутов. На сегодняшний день удовлетворены требования двух истцов – ООО «Компас» и ООО «МС-Транс». Рассмотрение нескольких дел приостановлено до вступления в силу принятых решений в пользу перевозчиков.
Арбитражный суд Пермского края установил, что при включении направлений в реестр межмуниципальных маршрутов региональный минтранс незаконно изменил вид перевозок с «по нерегулируемым тарифам» на «по регулируемым тарифам». По мнению перевозчиков, это было сделано для получения формального повода для выставления маршрутов на конкурс. На самом деле вид перевозок не менялся, и стоимость проезда перевозчики продолжали устанавливать самостоятельно. Суд также признал незаконным то, что по отдельным маршрутам перевозчики не получили карты маршрутов и свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок (подробнее см. справку).
По мнению перевозчиков, федеральным законом №220 об организации перевозок предусмотрено, что если на маршруте работает только один перевозчик, минтранс должен выдать ему карты маршрутов и свидетельства об осуществлении регулярных перевозок без проведения конкурса. Возможность выставить на торги такие маршруты только одна – поменять вид перевозки: «по регулируемым тарифам» на «по нерегулируемым тарифам». Эти понятия введены законом №220 и разделяют перевозки по способу определения стоимости проезда. В первом случае ее устанавливают органы власти, во втором – сам перевозчик. До вступления в силу нового закона формировали цены предприниматели и утверждали их в региональной службе по тарифам. Однако в единый реестр маршруты были внесены как действующие по регулируемым ценам. В июне, незадолго до объявления конкурсов, категория перевозок снова поменялась на «нерегулируемые».