Business Class выяснил, почему пермяки не хотят пользоваться «европротоколом» и что нужно делать, чтобы система самостоятельного оформления ДТП заработала.
Больше года прошло с момента, когда вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, в которых прописан порядок использования «европротокола» для оформления дорожных происшествий. Как показывает статистика, нововведение не пользуется популярностью у автолюбителей, при аварии они по-прежнему остаются на проезжей части и дожидаются инспектора ДПС. По данным краевого МВД, в текущем году на территории Пермского края с использованием «европротокола» оформлено 333 дорожно-транспортных происшествия (порядка 11% от общего количества ДТП), из них в Перми — 23. В прошлом году эти цифры еще меньше: только 15 самостоятельно оформленных протоколов. Показатели подтверждают общероссийскую тенденцию, когда сотрудники ГИБДД оформляют почти 90% происшествий на дорогах.
Подводные камни.
Представители Госавтоинспекции говорят, что заполнить «европротокол» легко и просто, но введенные в 2015 году в ПДД поправки имеют немало «подводных камней», а страхователи не понимают, как могут использовать данный инструмент. «Водители пока не видят облегчения в «европротоколе», они видят только риски. Сам механизм применения «европротокола» сегодня достаточно сложен. Очень трудно убедить органы страхования выплатить деньги при самостоятельном оформлении ДТП. Поэтому страхи, которые есть у участников движения, конечно, играют основную роль. Люди не хотят рисковать. Им гораздо проще набрать номер телефона «02» и вызвать сотрудника. И второе, что немаловажно. Для людей, попавших в ДТП, это, как правило, стрессовая ситуация, они теряются. И в этот момент недостаточно ясно понимают, что нужно сделать, чтобы правильно все зафиксировать», — говорит врио начальника УГИБДД ГУ МВД России полковник полиции Алексей Карин.
Роман Приходько, генеральный директор Ауди Центр Варшавка, ГК «АвтоСпецЦентр» считает, что проблем с фиксацией нет, а сложности с выплатами объясняются опасениями страховщиков столкнуться с мошенническими схемами. «Зафиксировать ДТП нужно при помощи устройств с фото- и видеозаписью и сейчас это не проблема. Плюс у многих автомобилистов имеется видеорегистратор. Трудности скорее могут возникать с составлением схемы. Далее нужно самостоятельно проехать на пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД, где предъявляется «европротокол». Страховая занимается только оценкой ущерба. Как показывает предыдущая практика оформления ДТП без привлечения сотрудников полиции, к которой водители прибегали в 10–20% случаев, существенных проблем со страховыми компаниями ожидать не стоит. Скорее, сами компании немного обеспокоены тем, что мошенники могут воспользоваться данной процедурой для оформления несуществующего ДТП», — сказал собеседник.
В страховых компаниях считают опасения автомобилистов получить отказ в выплате беспочвенными. По статистике: в среднем, доля отказов в выплате по ОСАГО не превышает 2% как при ДТП, оформленных по «европротоколу», так и по ДТП, оформленных сотрудниками ГИБДД. «Страховщик не вправе отказать, если ДТП подпадает под критерии «европротокола», а также, если бланк извещения оформлен корректно», — замечает Екатерина Оберюхтина, начальник Управления урегулирования убытков по ОСАГО Страховой компании «Согласие».
Не могут договориться.
По оценкам экспертов, потенциально до 80% всех ДТП (без пострадавших) могли бы быть оформлены по «евпропротоколу», но, согласно данным по страховым выплатам по ОСАГО, только 10% автомобилистов готовы работать по этой схеме. По мнению Елены Нестеровой, директора Пермского филиала АО «СОГАЗ», многие водители просто не могут договориться. «При оформлении ДТП по европротоколу оба участника происшествия обязательно должны достигнуть согласия по обстоятельствам ДТП. Если согласие не достигнуто, то применение европротокола невозможно, требуется оформление ДТП сотрудниками ГИБДД. Также при использовании европротокола автомобилистам необходимо соблюсти сроки обращения в ГИБДД, чтобы зафиксировать самостоятельно оформленную участниками ДТП схему, и известить о ДТП страховую компанию», — поясняет Елена Нестерова.
«Момент, что участники ДТП должны выяснить, кто из них виновник, а последний действительно должен с этим согласиться — является действительно самым сложным и решающим. Человеку трудно объективно оценить, сознаться в том, что он был неправ и поэтому поцарапал крыло или зацепил зеркало. Начинаются упреки, какие-то действия, которые затрудняют взаимопонимание», — считает Алексей Карин.
Проблемы возникают и при оценке ущерба. По закону «европротокол» составляется, если причиненный ущерб не превышает 50 тысяч рублей, но владельцам сложно на месте аварии реально понять сумму ущерба. «Сейчас, в целом, порядка 30% убытков заявляется по Европейскому протоколу. Полагаем, что доля водителей, готовых оформить ДТП по этой процедуре, более 50%. Водителей чаще всего останавливает то, что суммы лимита в 50 000 рублей им может не хватить на проведение ремонта транспортного средства», — говорит Екатерина Оберюхтина.
«Если разницы между суммой возмещения убытков по ОСАГО в случае самостоятельного составления «европротокола» и в случае оформления аварии сотрудниками ГИБДД нет, то разница в самой сумме выплаты присутствует. Есть лимиты выплат: если ДТП оформлено по «европротоколу», то сумма ограничена лимитом в 50 000 рублей, а если ДТП оформлено сотрудниками ГИБДД, то лимит — 400 000 рублей. Что касается срока выплаты страхового возмещения, то независимо от способа оформления ДТП (по европротоклу или сотрудниками ГИБДД) он составляет 20 календарных дней», — разбирает схему возмещения убытков г-жа Оберюхтина.
Эксперты утверждают, что простимулирует страхователей пользоваться упрощенкой увеличение лимита обычного «европротокола» до 100 тысяч рублей. По статистике, средняя выплата обратившихся укладывается в половину этой суммы. Именно небольшой лимит и останавливает тех, у кого предполагаемый ремонт может быть чуть дороже этой суммы.
Проще простого.
Несмотря на более чем скромные результаты по оформлению дорожных происшествий без привлечения сотрудников ГИБДД, участники процесса строят оптимистичные прогнозы на текущий и следующий годы. Страховые компании ожидают, что процент оформленных по Европейскому протоколу ДТП увеличится до 35-40%. Предположение, что автомобилисты постепенно начинают привыкать, подтверждает статистика Российского союза автостраховщиков: за первое полугодие текущего года количество водителей, которые оформляли ДТП при помощи протокола, составило 29,1 процента. За первое полугодие предыдущего года их количество составляло 11,9 процентов, а к концу 2015-го года — 17,9 процентов.
Общая сумма выплат, по составленным водителями Европротоколам за период с января по июнь текущего года, приравнивается к 4,3 миллиарда рублей. По сравнению с показателями предыдущего года она выросла в 3,3 раза. Количество оплаченных протоколов увеличилось больше чем в два раза, в этом году их число составило 198 тысяч, за аналогичный период прошлого года их был всего 83 тысячи. А средний размер возмещения в 2016-ом году составил 21,6 тысячи рублей, что на 6,1 тысячи рублей больше, чем в 2015-ом году.
В октябре текущего года Минтранс России предложил упростить оформление «европротокола». С января следующего года министерство планирует дать возможность сообщать страховым компаниям об обстоятельствах ДТП в автоматическом режиме и некорректируемом виде. Как пояснял президент РСА Игорь Юргенс, специальное устройство будет сообщать страховщику о скорости транспортного средства, его расположении и другие данные о ДТП для урегулирования в рамках «европротокола».
Роман Приходько полагает, что сама по себе идея работы по «европротоколу» неплохая и позволяет кардинальным образом решать проблему с «пробками». «Позитивным моментом является избавление участников движения от многочисленных дорожных заторов, возникающих на месте ДТП и возможность проявления большей ответственности и самостоятельности. В том числе, изменения ПДД позволят снизить риск возникновения повторных аварий после ДТП на оживленных участках трасс», — сказал собеседник.
«Успешность распространения «европротокола» будет зависеть от того, насколько быстро и активно страховое сообщество начнет агитировать за использование этой возможности, насколько открыто будет общаться с гражданами по результатам рассмотрения «европротокола», насколько обязательно будут выполняться условия выплат, которые закон предусматривает, тем быстрее приживется данное нововведение. Оформление последствий ДТП по «европротоколу» — это успешная мировая практика. И не думаю, что Пермский край сегодня должен быть исключением», — уверен Алексей Карин.
«Европротокол» оформляется, если в ДТП участвуют не более двух автомобилей, никто не погиб и не пострадал, а также не был нанесен ущерб имуществу третьих лиц и между сторонами есть единое мнение относительно причин аварии. Он позволяет при аварии не вызывать сотрудников полиции, а самостоятельно заполнить извещение о ДТП (два бланка таких извещений должны выдаваться при покупке полиса ОСАГО), быстро разъехаться и затем обратиться в страховую компанию за выплатой.
Фото на главной: pixabay.com